Он у меня такой разбросанный – вздыхает мать про сына. То ему футбол, то роботы, то гитара… Я говорю, выбери уж что-то одно и занимайся, как следует. Нет – каждый месяц новый интерес. Так разбросанный или разносторонний? Попробуем разобраться.
Драмкружок, кружок по фото, мне еще и петь охота… Едкая ирония этой песенки не давала мне покоя все школьное детство. Ведь за этот период я успела перепробовать не только упомянутые занятия, но еще с десяток других. И сейчас понимаю, что это абсолютно здоровое и естественное желание для ребенка – пробовать как можно больше. Это единственно верный способ изучить и мир со всеми его возможностями, и самого себя.
Почему же мы так настороженно относимся к этой детской всеядности? Помните, какое было продолжение у песенки: «А учиться мне когда? Мне учиться некогда!». Конечно, если под учебой понимать освоение положенных школьной программой предметов, на самое интересное и важное для ребенка времени не останется. Прагматичная советская система образования растила специалистов с младых ногтей. Если девочка шла в музыкальную школу, в ней видели будущего музыканта (или – на худой конец – учительницу музыки). Если мальчик выбирал авиамодельный кружок, у промышленности появлялся еще один будущий инженер. Заниматься сразу и музыкой, и моделированием было неразумной тратой ресурсов.
Сейчас мы живем совсем в другое время, когда ребенок получил, наконец, право на выбор, причем неоднократный. Ведь в первую очередь, он должен освоить само умение выбирать из широчайшего круга возможностей. Для этого в помощь даже появляются люди особой профессии – тьюторы. И надо понимать, что дети не могут мыслить категориями всей жизни или нескольких лет. Максимальный срок, который они могут охватить своим внутренним взором – учебный год. На этот срок или даже меньше – и надо планировать занятия ребенка, чтобы он мог понять, насколько это дело – его, а потом попробовать следующее.
Кстати, родителям, видящим в детях великих спортсменов и музыкантов, предлагаю поинтересоваться у них самих – нужна ли им такая героическая жизнь. Ведь неординарные способности в ребенке и так не останутся незамеченными. А вот добиваться высоких достижений непосильным трудом в борьбе с более талантливыми соперниками – это бывает чревато разбитой судьбой.
Когда сын заявил мне, что бросает музыкальную школу, я, конечно, расстроилась. Не потому что видела в нем музыканта. Просто обидно, что ему не подошел выбор, сделанный когда-то мной. И на новый учебный год он выбрал теннис – потому что это модно, студию анимации – потому что интересно и академию мюзикла – потому что прикольно. Не знаю, как вам, а по мне – это самые важные и серьезные аргументы. И если из этих соображений в следующем году он выберет что-то еще, я поддержу его.