Верхний баннер
22:29 | СРЕДА | 08 МАЯ 2024

$ 91.82 € 98.95

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Семейный совет

02.12.2013 | 02:17
Ловушка запрета
Теги: дети, семья

«Вот ведь какой поперешный, – жалуется бабушка на внука. – Что ни скажи ему, все наоборот делает!» Бабушка не знает, что закон противления был открыт еще в 1906 году психоаналитиком Отто Ранком. О том, как и почему он действует, сегодня и поговорим.

Какой самый надежный способ удержать человека от чего-либо? Заставьте его это делать. А какой самый надежный способ побудить его к чему-либо? Запретите ему это. Это свойство человеческой психологии подтверждается огромным числом экспериментов и проявляется в любом возрасте. Другое дело, что становясь старше, человек научается контролировать свои эмоции и действовать через «не хочу» или удерживать себя от запретных соблазнов. Дети демонстрируют силу этого закона, неоспоримого, как закон всемирного тяготения, намного ярче и непосредственнее. В эксперименте психологи предлагали детям ряд игрушек в комнате и запрещали играть с одной из них. Как только экспериментатор выходил, малыши бросались к запретной игрушке, хотя в ней не было ничего особенного. В другой раз им наоборот предлагали одну из игрушек как особо интересную. Но они отказывались играть с ней даже за вознаграждение. Ладно, дети! Известно, что после проведения с подростками разъяснительных бесед на тему СПИДа и употребления наркотиков, ситуация нередко становится еще хуже, а интерес еще выше.

А теперь давайте представим, что на месте незнакомого дяди-психолога в комнате с игрушками с ребенком общался любимый старший брат. Или Дед Мороз, если чадо верит в Деда Мороза. «А вот эту, самую лучшую игрушку, я припас для тебя», – говорит Дед Мороз, и какой ребенок после этого устоит? Вот оно! Мы способны адекватно воспринимать указания и запреты только от значимого для нас человека! Все безличные формы агитации, не задевающие сферу наших эмоций и привязанностей, не работают, точнее – работают ровно наоборот. Это естественная защитная реакция нашей психики на попытку принуждения извне.

Все профессиональные педагоги знают – прежде чем начать работать с ребенком, необходимо установить с ним прочный эмоциональный контакт. Кстати, и большинство современных конфессий действуют так же. Чтобы добиться от человека соблюдения неких поведенческих канонов, нравственных принципов, нужно сперва дать ему почувствовать, что источник этих принципов – Бог – любит его. Только от существа, к которому мы привязаны, которому можем доверять, мы воспринимаем и предостережения, и указания без подспудного желания сделать наоборот. Еще Аристотель говорил об одном из своих учеников: «Я ничему не могу научить его, он не любит меня». Итак, сначала безусловные любовь и доверие (с малышом, с подростком) – и только потом запреты и указания. Иначе – не работает.


Обсуждение
1021
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.