Кто из мам не выносил мешками старые детские игрушки, вздыхая, что половиной из них чадо даже толком и не играло. При этом дитя ревностно относится к любой – самой старой и ненужной игрушке, если речь заходит о том, чтобы ее выбросить или отдать. А вы не пробовали отправлять игрушки в отпуск?
«Отпуск для игрушек» - это практика, которую впервые применили в Баварии в 90-х годах. В католических, а потом и в обычных детских садах Германии игрушки отправлялись в отпуск полным составом, оставляя детей в совершенно пустых группах. Сначала подобный эксперимент вызывал у родителей скепсис, но его результаты превзошли все ожидания. И в итоге такие отпуска у игрушек доходили до трех месяцев в году!
Суть в том, что оставшись без специально созданных индустрией предметов для игры, дети превращают в игровые объекты все, что их окружает. Стулья, столы, подушки, покрывала, миски и ложки, всевозможные щепочки, травинки – все это наделяется новыми ролями, участвует в разнообразных сюжетах, которые придумывают дети. Как это ни странно, в отсутствие игрушек дети стали намного меньше конфликтовать друг с другом – и намного меньше скучать! И неудивительно. Ведь для игры с превращениями требуется, во-первых, фантазия, а во-вторых – партнер, который будет ее разделять.
Воспитатели детских садов, в которых проводился эксперимент,обнаружили, что во время «отпуска для игрушек» дети общаются друг с другом более заинтересованно и уверенно, их отношения становятся более прочными. Положительно сказываются такие каникулы и на развитии речи. Прогресс именно в этой области больше всего впечатлил воспитателей и родителей. После проведения эксперимента детей опрашивали, чего же им не хватало, и они называли, как правило, кубики, конструкторы Лего и кукол. Т.е. те игрушки, которые требуют активности от ребенка. На скуку не пожаловался ни один!
Вдохновившись такими результатами, родители стали и сами устраивать дома выходные без игрушек, чтобы освободить воображение своих детей. А потом возвращать только тех, по кому они действительно скучают. Кстати, в некоторых педагогических методиках – например, вальдорфской или методике Монтессори, традиционные фабричные игрушки вообще отсутствуют. Дети играют палочками, камешками, платками, крупами. Только натуральные материалы и простор для фантазии! Прочитав об эксперименте «Отпуск для игрушек» на сайте soznatelno.ru, я вспомнила свое детство: куколки из одуванчиков с зелеными кудрями, посудка из листиков, угощение из песка… Как это было увлекательно и прекрасно! И сдается мне, что все обилие игрушек, в том числе, и развивающих, которыми нас соблазняют магазины и заваливают любящие родственники – не более чем чей-то бизнес. Чтобы играть, детям не нужны специальные предметы, все необходимое для игры – у них внутри.