«Уйти по-английски», так чтобы ребенка кто-то отвлек, а мама или папа на цыпочках – к двери. Как часто применяем мы этот нехитрый ход, чтобы не слышать детских рыданий при расставании. Но делаем ли мы этим лучше для ребенка? Попробуем разобраться.
Слез мы, конечно, не застаем, а потому их как бы и нет. Но вы на самом деле искренне думаете, что ваш уход так и останется незамеченным? Детский психолог Анна Кравцова называет как минимум четыре причины, почему убегая и не прощаясь, мы делаем своим детям только хуже.
Во-первых, ребенок видит, что родители прощаний боятся. Из чего он делает закономерный вывод: расставания - это что-то очень страшное. Поэтому тратит много сил на контроль и удержание привычных вещей, близких людей. Начинает сторониться всего нового и незнакомого.
Во-вторых, дети, даже неосознанно, воспринимают такую тактику как знак того, что родители не доверяют им и считают слишком слабыми. И тогда они либо на самом деле занимают позицию слабенького и ранимого, либо начинают агрессивно показывать свою силу и характер тем, кто остается с ними вместо родителей: бабушкам, няням, воспитателям.
Еще ребенок начинает ревновать родителей к их делам (к работе, друзьям и магазинам). Ему кажется, если родители тайно убегают от него куда-то, значит, там они любят что-то больше, чем его. И эта ревность будет мешать ему уважать вашу работу, а у вас – вызывать чувство вины.
И, наконец, он чувствует себя неполноценным членом семьи: его обманывают, с его чувствами не считаются. А ведь умение прощаться и отпускать для ребенка - вовсе не мелочь, а важный аспект человеческих отношений. Может быть, первый в его жизни опыт отношений в социуме, где ты - важен, но ты - не один.
Чтобы легче отпустить близкого человека, ребенку нужно знать, куда мама или папа идет, когда вернется, быть уверенным, что ни с родителями, ни с ним самим за это время ничего не случится.
Для хорошего прощания заложите на него лишние 5-10 минут своего времени, не бросайте чадо на бегу. Этого времени вам хватит, чтобы спокойно рассказать, куда вы направляетесь и что будете там делать. Честно и просто. Например, «Иду на работу печатать на компьютере». У детей свое понимание времени, поэтому срок возвращения лучше обозначать через действие: вернусь, когда ты поспишь, поешь и погуляешь. Расскажите малышу, с кем он остается и, главное, что будет делать: «Вы с бабушкой покушаете, потом поиграете, а потом будете меня встречать».
Не надо обещать ребенку призы за то, что он вас отпускает. Но маленький гостинец по возвращении даст ему понять, что вы думали о нем и в разлуке. И в следующий раз расставаться будет проще.