Засадить ребенка за уроки – это ежедневная изматывающая процедура для многих родителей. Особенно если они намеренно избегают агрессии и приказного тона и стараются действовать на сознательность школяра. Есть ли способ облегчить всем жизнь? Возможно.
Когда я читала статью психолога и писателя Катерины Мурашовой «Пусть уроки сделаются сами», в приведенных цитатах родителей узнавала себя. «Ведь он, когда соберется, за 10 минут может все решить! Для него же это упражнение – плевое дело. Почему тогда он сам без напоминаний почти не садится за стол и по полтора-два часа скучает над тетрадями? Почему приходится заставлять?»
Мурашова – известный экспериментатор. И ее статья – описание эксперимента, который она провела по идее 13-летнего мальчика Васи. Этому Васе при подтверждении результатов на более масштабном уровне можно и Нобелевскую премию присудить. Пока же из 17 семей, опробовавших методику по предложению психолога, 16 признали ее успешной. В чем суть? На две недели ребенок официально освобождается от выполнения домашнего задания. При этом он по-прежнему записывает его на уроке, раскладывает все тетрадки, учебники на столе, раскрывает дневник. Но делать ничего не обязательно, даже не желательно. Можно играть, есть, смотреть мультики и время от времени подходить к столу. А что там? Пример? Ну-ка, любопытно… Так ведь легко! Нет, сказано, не делать. И так – несколько раз: подойти, посмотреть, но не делать. Или только когда очень сильно захочется! Если речь идет о младшеклассниках, разумно на эти две недели договориться с учительницей, по крайней мере, предупредить ее об эксперименте. И вообще расслабиться хоть ненадолго, позволив ребенку получать-таки эти несчастные двойки. Зато – не родительские, его собственные.
По словам Екатерины Мурашовой, большинство участников эксперимента под конец почувствовали вкус к самостоятельному деланию уроков. При этом, у немногих успеваемость упала, но не катастрофически. У большинства осталась на том же уровне, а у двух подскочила с троек и четверок на одни пятерки. Как бы назло родителям! Здесь включаются сразу несколько механизмов – и игровая ситуация, и любопытство, и задетое самолюбие: «Что я, дурак, одни двойки получать?».
Разрыв шаблона в семейном быту, по моему мнению, – вообще вещь полезная и продуктивная. Особенно если он связан с тем, что дети оказываются лишены необходимости сопротивляться родительскому давлению и вдруг чувствуют себя хозяевами положения. Для меня, например, чувство свободы и личной ответственности стало главным преимуществом университета над школой. Но в случае с вашим ребенком, может быть, не стоит ждать так долго?