Детские эмоции. Что с ними делать? Типичная воспитательная стратегия - остановка потока чувств. Особенно это касается «негативных» эмоций. «Не плачь», «не надо обижаться», «нельзя так злиться» - лишь некоторые примеры фраз, ставшие автоматизмами в общении с ребёнком. Об альтернативной стратегии поговорим сегодня.?xml:namespace>
Но для начала разберёмся, к чему может привести остановка эмоционального потока. По мнению нашего эксперта, психолога Светланы Чергик, любая эмоция должна быть проявлена:
- Если эмоция появилась, то у неё только два варианта. Либо выйти наружу, либо быть направленной вовнутрь. Ребёнок, если злится - вот он, напряг кулачки. Если ему запрещают эмоцию выражать, то тогда что делать с этим напряжением, которое появилось в кулачках? Напряжение уходит в тело. И в психологии теория психологических зажимов, блоков, она связана с тем, что эмоции, которые накопились, импульсы, они все остаются.
Вспышки агрессии в детсаду или школе зачастую являются следствием прямых запретов на выражение эмоций дома. Игнорирование эмоций («пусть поплачет, всё равно успокоится») - тоже рисковая штука, вы демонстрируете ребёнку, что на вас в сложной ситуации положиться нельзя. Переключение внимания ребёнка с переживания на что-либо другое (например, на конфету) научит ваше чадо справляться с эмоциями с помощью заменителей, каковыми могут затем стать сигареты.
Что же делать? Задача родителей, считает Светлана Чергик, дать опыт безопасного проживания любого эмоционального состояния:
- Важно дать ребёнку быть в этом состоянии и присутствовать рядом. С ребёнком всё в порядке, важно это понимать. У ребёнка нет проблемы, когда он плачет, он так переживает эту ситуацию, это естественно для него. Очень важно получить в детстве опыт безопасного прохождения вот таких эмоциональных состояний от начала до конца. Безопасного - значит непрерываемого и поддерживаемого со стороны значимых взрослых - родителей.
На практике это выглядит так. Установите контакт. Это означает, что вам следует быть с ребёнком на одном уровне - присесть до его роста или взять на руки. Смотрите на ребенка, прикасайтесь к нему, отвечайте на взгляд. И далее обозначайте эмоциональное состояние ребенка максимально простыми словами: «вижу, ты плачешь», «вижу, ты сердишься». Важно поддерживать допустимость и нормальность того, что происходит. Например: «вижу, ты сердишься, такое случается», «вижу, ты обиделся, со мной такое тоже бывает».