Как научить ребёнка считать? Сесть за стол, открыть учебник. Дважды два четыре. Тут складываем, там вычитаем… А, может, лучше сделать по-другому? Закрываем учебник, идём гулять!
Урок счёта начинается с одевания: раз носочек, два носочек. Один ботинок, второй ботинок. Ботинка два, а кепка - одна.
Вышли на улицу. В небе – солнышко светит. Оно одно. На лужайке – россыпь одуванчиков. Их много. Много маленьких солнышек. Посчитаем? Неееет, не получится, уж больно много. А давай тогда собак считать. Или кошек.
На одном окошке – рыжая кошка,
На другом окошке – чёрная кошка.
Две кошки сидят на двух окошках,
Третья кошка бежит по дорожке.
Во дворе, как всегда, припаркованы автомобили. Рассмотрим, обсудим цвет, сравним величину – "ГАЗелька" больше, чем легковушка. Посчитаем, опять же, колёса: одно, два, три, четыре, пять. А пятое откуда? А оно запасное!
У велосипеда может быть и два колеса, и три, и четыре. С грузовиками всё непросто. У них может быть много колёс!
Можно в освоении счёта использовать счётные палочки, но зачем? Замените счётные палочки на птичек. Птицы – существа беспокойные, с ветки на ветку перелетают. То вдруг чего-то испугались и с шумом сорвались с места, то начинают по одной и стайками слетаться откуда-то. Наблюдать весело, считать – интересно. Прилетели, улетели, опять улетели. Это – живое сложение и вычитание.
А можно ещё покормить наши «счётные палочки». Вот два голубя вокруг лавочки гордо расхаживают. Кинем им крошек. Ух ты, вот уже пять голубей. И ещё два воробушка прискакали. Всего их сколько? Посчитаем - семь. А вот и соседская кошка. Сколько теперь? Один только, самый смелый воробей остался, шесть - улетели.
В качестве счётного материала могут быть использованы любые предметы и живые существа, которые оказались рядом. Важно, чтобы ребёнок научился воспринимать общее количество предметов с одного раза, а не считать последовательно: 2 птицы на ветке, 3 на другой, пять на дорожке.
Для тренировки счёта группами можно запастись всяким природным материалом: шишками, камешками, ракушками. Такой счётный материал ребёнок с удовольствием раскладывает в кучки и выясняет, что в двух кучках по пять шишек всего 10 шишек. И в пяти кучках по две шишки тоже 10 шишек. Убедившись неоднократно, что получается именно так, ребёнок легко усвоит эти и другие арифметические закономерности.
Вот такие уроки без уроков. Программа подготовлена по материалам журнала «Домашний ребёнок», берегите себя.