Новые образовательные стандарты. Словосочетание, которое уже известно, пожалуй, каждому родителю, чьи дети собираются в школу или уже её посещают. Пока эти стандарты касаются только начальной школы. В среднюю они придут вместе с сегодняшними первоклашками – через 4 года, а в старшую – соответственно, в 2020 году.
Что же это за новые образовательные стандарты? В чём они выражаются? Попробуем разобраться.
Самое главное: задача педагога отныне – не только дать знания, а «научить учиться», научить находить информацию, то есть работать с интернетом и другими источниками. Наш сегодняшний эксперт, ведущий сотрудник центра развития образования Пермского края Наталья Лядова, считает, что это – очень правильный посыл:
- Вообще, если все получится так, как задумано, то это, конечно, благо. То есть во главу угла сейчас ставится не зубрежка, не запоминание каких-то больших объёмов информации, а умение этой информацией пользоваться, добывать, анализировать, относиться к ней, умение ставить задачи перед собой образовательные. То есть умение учиться ставится во главу угла.
Конечно, первоклашек продолжат учить «писать тонким пёрышком в тетрадь», но наравне с этим их будут учить пользоваться клавиатурой. Появятся оборудованные мини-лаборатории, в которых школьники смогут проращивать семена или исследовать свойства звука. Кроме того, во всех школах страны настоятельно рекомендуют вводить третий час физкультуры. Ещё один важный момент: по новым стандартам в каждой школе появится внеурочная часть - компонент в форме кружков, секций, студий и так далее.
Конечно, противники новых образовательных стандартов тоже имеются. Одни говорят, что в детские руки лучше дать пластилин или мяч, нежели компьютерную клавиатуру. Многие обращают внимание на то, что материально-техническая база далека от идеала, есть нехватка компьютеров или, банально, спортивного инвентаря. Опять же нет критериев оценки – вообще, правильно ли мы поступили, введя эти стандарты? Как мы это поймём?
Но самое главное, пожалуй, то, что учителя не готовы к новым стандартам. Их самих надо учить. Согласитесь, сейчас дети гораздо более продвинуты в информационных технологиях, чем многие взрослые. И по оценке министра образования Пермского края Николая Карпушина, треть учителей испытывает трудности при работе с компьютером. Хотя, согласитесь: учитель ну просто не имеет права знать меньше ученика, иначе он – не авторитет.
Воплощение новых стандартов, конечно, не будет одномоментным и одинаковым, скажем, в элитной школе Москвы и сельских классах деревни Еламбуй. И конкретных мер по тому, как уравнять позиции этих образовательных учреждений, не называется. Так что пока мы имеем дело, скорее, с виденьем, нежели программой действий. Возможно, и это неплохо для начала.