Нужно ли готовить ребёнка к школе? Времена такие, что будущий первоклассник должен уметь читать, считать и писать. Поэтому вопрос скорее не в том, надо ли. Вопрос в том, как это делать. Об этом поговорим сегодня.
Многие родители ошибочно ставят наличие знаний и навыков на первое место в деле подготовки к школе. На самом деле, их место - последнее. На первом - познавательный интерес. Желание учиться. В определённом возрасте оно даёт о себе знать, но – увы, это одна из проблем современного мира - перегруженные подготовкой дети зачастую садятся за парты безо всякого желания учиться. Спасибо родителям – они успели это желание отбить. Об этой проблеме говорит наш постоянный эксперт, педагог Людмила Крылова:
- Я с уважением отношусь к воскресной школе, но у нас очень многое доведено до абсурда. Мне звонят и говорят: «Людмила Валентиновна, вас нам порекомендовали как лечебного педагога, помогите, ребёнок не хочет учиться!» «Господи, - говорю, - в каком классе ваш ребёнок?» «Он ещё не ходит в школу, ему 5 лет!» И это реальность нашего города и нашей страны, могу предположить.
Кроме познавательного интереса, важна эмоциональная готовность. Это значит, что ребенок понимает, как успокоиться, как взбодриться, как искать выход из затруднения. Далее – коммуникативная готовность. То есть ребёнок может знакомиться, умеет мириться, способен просить о помощи и предлагать её. Готовность к школе – это умение работать в группе, умение работать по правилам, отсутствие страха перед ошибками.
Только в конце списка - умение читать, считать и писать. Без этого теперь никуда, но в ваших силах выбрать тот способ, с помощью которого ребёнок все эти навыки обретёт. У меня перед глазами два примера пятилетних ребят, каждый из них знает буквы и умеет писать. Первого водили на специальные занятия, и сейчас от букв его уже просто воротит. Второго учила мама, ненавязчиво, в форме игры, даже не исправляя ошибки поначалу, поощряя любое стремление писать. Надо ли говорить, что его отношение к обучению иное?
Людмила Крылова рассказывает, что её сын учился счёту в огороде.
- Считать мы учились на червяках и на огурцах, я копаю грядку, он берёт червяков и выкладывает: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь… Червячки ему нравятся. Вот то, что называют экологическим воспитанием - оно не через урок экологии идёт, оно идёт через практику реального живого ребёнка с реальным живым червячком.