Известно немало примеров, когда дети учились читать самостоятельно. Но могут ли дети сами научиться писать, так же как и говорить, ходить, рисовать? Поговорим об этом сегодня.
Маргарет Финни, независимый консультант по чтению и автор детских книг, предлагает родителям интересный метод - придуманное правописание. В чём его отличие от традиционного подхода? В том, что оно не выводит во главу угла правильность написания букв и слов, а позволяет и поощряет любое письмо, без оценок и правил. Отрицание возможности для ребенка что-то написать до того, как он научился делать это правильно, говорит Финни, напоминает запрет ребенку разговаривать, пока он не научится произносить все слова безупречно. Это абсурд! Почему в письме мы проявляем такую негибкость и требуем от ребёнка, который делает первые шаги, рекордов спринтера?
Маргарет Финни считает слово «поощрять» ключевым и рекомендует родителям 4 элемента: поддержка, принятие, чувствительность и здравый смысл.
Поддержка. Означает обеспечение ребёнку возможности и стимула для письма. Дети ничего не делают, если у них в этом нет необходимости. Расскажите детям, что вы пишете и почему. Предложите им переписываться с вами. Пусть они помогут написать список покупок. Поощряйте писать записки и оставлять напоминания.
Принятие. Важно принимать всё, что происходит с ребёнком без оценок и колебаний. У очень маленьких детей письмо будет состоять из "каракулей". Воспринимайте такие усилия как настоящее письмо, потому что для ребенка так оно и есть, так же как их раннее лепетание было настоящей речью. Не волнуйтесь о буквах, написанных неверно. Просто моделируйте правильное написание всякий раз, когда что-то пишете для своего ребенка. Дети - великие имитаторы, иначе как бы они научились говорить?
Будьте столь же чувствительны к первому опыту письма у ребенка, как к его первым попыткам ходьбы и разговора. Отступите и уберите любое давление в тот момент, когда почувствуете усталость или перегрузку. Спешить некуда!
Ну а здравый смысл – это самый большой подарок Матери-Природы родителям. «Когда мы слишком много слушаем советы "экспертов" (включая меня!), - говорит Маргарет Финни, - мы начинаем терять свои ориентиры. Только вы сами знаете ограничения своего ребенка и ваши собственные».
Программа подготовлена по материалам Интернет-сообщества «Естественное образование дошкольников».