Мир ребёнка формируют взрослые. Своим отношением, действиями, мыслями и, конечно, словами. Маленькие дети больше верят словам, но в подростковом и юношеском возрасте дети тоже сильно зависят от мнения родителей. Особенно это касается информации о нём самом. Поговорим о силе родительского слова.
Постоянный эксперт сайта Сознательно.ру, педагог и психолог Марина Озерова уверена: слова родителей "программируют" подсознание детей, определяя их способности, реакции, поведенческие модели. Поскольку у детей мышление образное, самыми опасными являются метафорические характеристики, когда ребенку присваивается некий негативный образ. Образ укореняется в подсознании, и волей-неволей ребёнок начинает идентифицировать себя с ним и действовать в соответствии с этим образом.
Вот примеры метафорических характеристик, которые отлично ложатся на подсознание: "у тебя кривые руки", "что ты копаешься, как черепаха!", "трясешься, как осиновый лист!", "что ты кривляешься как обезьяна!".
Конечно, на многое влияет интонация. Но, увы, это верно только в обратном направлении, утверждает Марина Озерова. То есть если положительные слова произносить с негативной интонацией, она перевесит. А вот хорошая интонация не может аннулировать значения негативных слов.
Рассмотрим две категорий фраз, которые "программируют" подсознание ребенка на негативные реакции и действия. Во-первых, это слова, которые запечатлевают случайную ситуацию надолго или навсегда. Сюда отнесём "всегда", "всё время", "вечно", "никогда", "ни разу", "постоянно", "бесконечно" и так далее. Например: "Ты никогда не убираешь за собой!", «Вечно ты ноешь».
Вторая категория: слова, которые подменяют один поступок общей характеристикой. Когда вместо "ты неправильно поступил в данный момент" мы формулируем что-то вроде "ты весь неправильный, и нечего от тебя ждать хорошего". Эти фразы, говорит Марина Озерова, вешают на ребенка негативный ярлык и отнимают у него всякую надежду исправить положение. Обзывательства, прозвища, общие характеристики лишь усугубляют ситуацию. Например: "ну что ты как дурочка!", "и в кого ты такой лентяй!", "он очень болезненный ребенок".
Следите за словами, а мы продолжим тему в следующем выпуске.