В середине прошлого века английский психоаналитик Джон Боулби указал на то, что стремление ребёнка быть в контакте с теми, кто о нём заботится является основополагающим инстинктом человеческого существования. Последнее десятилетие считается вторым рождением теории привязанности. Поговорим о ней сегодня.
«Нам всем хочется, чтобы, повзрослев, наши дети стали свободными и независимыми, - говорит психолог и многодетная мама Ольга Писарик. – Нам хочется, чтобы наши дети не шли на поводу у других, не боялись принимать решения, умели слышать себя и следовать своим мечтам».
Как научить ребёнка быть таким? По мнению Ольги Писарик, никак. Невозможно научить дерево расти, а яблоко быть спелым. Расти и зреть – в природе дерева и яблока, важно ли создать условия для роста и созревания.
Одно из главных условий развития (читай - взросления) - это приглашение существовать в нашей жизни, ощущение близости и безопасности. Когда ребёнок чувствует и знает, что он любим и желанен, ему не надо тратить силы на то, чтобы постоянно доказывать: он достоит любви. Тогда, говорит Ольга Писарик, он расслабляется и начинает исследовать мир. Ребёнок может позволить себе быть смелым и оригинальным, дерзким и креативным тогда, когда знает: за спиной надёжный тыл, и даже в случае неудачи он в любой момент может вернуться под защиту любящего взрослого человека.
Ольга Писарик напоминает: когда ребёнок находится в утробе матери, он привязан к ней физически. И затем одна из задач родителей – компенсация потери этой физической привязанности, создание для ребёнка «психологической утробы», некой невидимой пуповины, подпитки его своей безусловной любовью.
Чтобы понять свою роль при создании и поддержании психологической утробы, можно посмотреть, как происходит развитие ребёнка в утробе физической. Пока малыш находится внутри матери, лучшее, что можно сделать – обеспечить благоприятные условия для развития нового человечка, а всё остальное сделает природа. Согласитесь, когда ребёнок в животе, мы не озадачены ранним обучением младенцев дыханию, жеванию и сну.
«Мы не можем натренировать ребёнка быть самим собой, - говорит Ольга Писарик, - мы не можем его "насильно повзрослеть", это - работа природы. Но мы можем насытить его близостью, чтобы ребёнок расслабился и начал развиваться».