Одна из формул в воспитании звучит так: «Если ребенка сразу не приучишь, то так будет всегда». Отсюда: не нужно приучать к рукам, нужно сразу приучать к аккуратности, не нужно приучать спать с мамой, нужно сразу приучать оформлять письменные работы правильно. И так далее. Поговорим об этом сегодня.
Семейный психолог Людмила Петрановская считает упомянутую формулу «вредоносной». «Однако он обладает прямо-таки магнетическим действием, буквально гипнотизируя взрослых, – продолжает психолог. - «Ну как же так? Так и оставить? Но ведь тогда он будет ВСЕГДА (сосать палец, рыдать в магазине игрушек, играть в компьютер, любить Диму Билана – нужное подчеркнуть)». «Предлагаю не переводить ребенка за руку через дорогу, - доводит до абсурда Людмила Петрановская. - Надо сразу приучать! А то что же, так и будет ВСЕГДА только с нами ходить?»
Продолжу цитировать: «Чудесный возраст – с 7 до 10! Такой творческий, богатый, такой страстный интерес к тому, как устроен мир! Видеть мир как живой единый организм, думать о бабочках, о звездах, о составе грязи под ногтями, об ураганах, о викингах, об атомах, о том, почему люди смеются… А теперь подумаем, но что тратятся эти годы»
А вот на что: «…четыре клеточки вниз, две строки пропустить. О чем ты думаешь, Петров? Ты опять витаешь в облаках? ЧЕТЫРЕ клеточки, что тут не понятно? Еще раз, закрепляем. Перепиши два раза. Не шепчитесь. На перемене не бегайте. Почему у тебя такой бардак в портфеле? Хватит играть, нам некогда, пора на английский». «Всё поперек задач возраста, всё вопреки природе ребенка», - заключает Петрановская и задаётся вопросом: почему нельзя просто подождать?
10-11 лет. Синтетичность мышления уступает место аналитичности. Просыпается страсть к коллекционированию, систематизации, классификации, наведению порядка, интерес к деталям. Так давайте сейчас объясним и про четыре клеточки, и про аккуратное ведение дневника – пойдет как по маслу. Зачем ломиться в дверь, которая еще закрыта и которая сама в свое время обязательно откроется? «Это всё вроде описано в возрастной психологии и даже в педвузах изучается, - удивляется психолог. - Почему же особенности возраста игнорируются?» И сама себе отвечает: «Мне кажется, причина – маниакальная уверенность взрослых, что надо все предусмотреть, заложить хорошее, пресечь плохое. В результате ребенок, к которому относилась как к объекту применения воспитательных усилий, к подростковому возрасту нередко и становится объектом, почти неодушевленным предметом. Лежит на диване и щелкает пультом.
Программа подготовлена по материалам сайта http://soznatelno.ru, у микрофона была АС, берегите себя.