Продолжаем разговор о травмах, которые передаются из поколения в поколение. Пересказываем прекрасную статью Людмилы Петрановской «Травмы поколений». От поколения, чьи семьи перемололи революции, войны, репрессии – переходим к следующему поколению, выросшему без отцов.
Вот девочка и мальчик, выросшие без отца, создают семью. Оба голодны на любовь и заботу. Оба надеются получить их от партнера. Но известная обоим модель семьи – самодостаточная женщина, которой, по большому счету, и мужчина не нужен. Здорово, если он есть. Но это что-то вроде розочки на торте. «Посиди, дорогой, в сторонке, футбол посмотри, а то полы мыть мешаешь», - и всё в таком духе. А мальчики, они же тоже железными мамами выращены. Слушаться привыкли.
Некоторые мужчины становились в этой ситуации «вторыми мамами». А то и единственными, потому что сама мама-то, как мы помним, железная. В самом хорошем варианте получалось что-то вроде папы дяди Фёдора. В промежуточном – трудоголик, сбегающий на работу. В худшем - алкоголик. А как, если сам мужчина не имеет внятной модели ответственного отцовства? На его глазах или в рассказах старших множество отцов просто встало однажды утром, ушло и больше не вернулось…
Ох, эти разводы семидесятых - болезненные, жестокие. Мучительное разочарование двух недолюбленных детей, не умевших наладить в семье круговорот любви, каждый был голоден, жаден до любви, и хотел только получать.
Рождённый в таком «антураже» ребёнок становился «местом приложения всех усилий». Впервые взяв на руки собственного, маленького, тёплого, молодая мама вдруг понимает: вот он, тот, кто наконец-то полюбит ее по-настоящему, кому она действительно нужна. Жизнь обретает новый смысл. Женщина живет ради детей. Новым чувством поглощена полностью, все надежды и чаяния – в ребенке. Она «живет его жизнью».
А ребёнок растет. И мысль одна у матери: что потом, когда он захочет вылететь из гнезда? И уже от ребёнка: «Хорошо, мам, я останусь, мне совсем не хочется на эти танцы». Но ведь жуть как хочется! И он уходит, унося с собой вину, а матери оставляя обиду. Ведь она «всю жизнь отдала, ночей не спала».
Некоторые матери, впрочем, вели свою роль так искусно, что ребёнок просто не в силах уйти. Зависимость, вина, страх за здоровье матери привязывают тысячами прочнейших нитей, про это, например, пьеса Надежды Птушкиной «Пока она умирала». В таком антураже растут детки, «третье» (условно) поколение.
О нём поговорим в следующей программе.