Видеоигры воспитывают детей, которые не умеют проигрывать. Мы продолжаем изучать неожиданные стороны влияния на воспитание ребенка современных цифровых технологий.
Я помню, что в компьютерных играх моего детства - совсем еще примитивных, с простейшей графикой, была всегда заставка с противной музыкой – Game over. Когда я наблюдаю за тем, как играют в видеоигры мои дети, я понимаю, что ее больше нет. Игра бесконечна – ты можешь бесчисленное множество раз возрождаться в условной точке, твой герой бессмертен и, потому, совершенно обесценен. Дети в них не сталкиваются с такими понятиями, как потеря, утрата, проигрыш – а ведь именно этому, по идее, и учит игровая деятельность. Она в мягкой форме социализирует маленького человека, готовя к неизбежным потерям и проигрышам в будущем. Она учит нас относиться к этому с пониманием и находить в себе силы перешагивать через неудачу, чтобы идти дальше.
Современные компьютерные игры провоцируют в ребенке болезненную тягу к победе – во что бы то ни стало. Он непременно должен быть первым, лучшим, успешным – во всех остальных случаях вселенная рушится! По своему опыту знаю, какого большого труда стоит научить 9-летнего мальчика прыгать на скакалке, когда он легким движением пальцев побеждает вражеские флотилии. Подлинное мастерство подменяется мнимым. Более того, боязнь проигрыша и неуспеха в реальной жизни загоняет геймеров еще глубже в виртуальный мир. Таким образом, нарушаются их эмоциональные связи с близкими, профессиональная самореализация. Как же быть?
Психолог Гордон Ньюфелд, чьи советы мы уже не раз приводили здесь, говорит о необходимой степени готовности ребенка к погружению в виртуальный мир. Перед тем, как поощрять его занятия видеоиграми, мы должны убедиться, что он знает, как решать проблемы в реальной жизни – пусть пока на своем детском уровне. Что он умеет переживать потери и поражения, а главное – что ребенок принял самого себя и хочет быть именно собой, а не кем-то другим. Ценность его личности и его уникального жизненного опыта – это то, что удержит его от опасных ловушек цифровой реальности. А эту создавать эту ценность и формировать этот опыт ему можем помочь только мы – взрослые.