Верхний баннер
22:43 | СУББОТА | 18 МАЯ 2024

$ 90.99 € 98.78

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Цех

03.05.2012 | 11:00
Промышленный субконтрактинг

Ведущий: Дневной эфир, программа «ЦЕХ», в которой мы говорим  о промышленности в Пермском крае. Меня  зовут Петр Кравченко, за звукорежиссерским пультом Сергей Слободин.  Несмотря на то, что межпраздничный период, достаточно тяжело порою, может быть, собраться  мыслями. Мы рискнули взять тему, которая достаточно сложна, но, возможно, сложна только по названию. Сейчас будем в этом разбираться. Итак, тема – промышленный субконтрактинг. И, честно скажу, не пришлось долго думать на тему, кого бы пригласить в качестве гостя поговорить об этой теме, потому что пока  единственный, самый первый человек, который  понес эту идею в массы, это Дмитрий Викторович Теплов, директор Краснокамского ремонтно-механического завода,  и в 2009-2010-м годах министр промышленности, науки и инноваций Пермского края.  Добрый день.

Дмитрий Теплов: Добрый день.

Ведущий:  Дмитрий Викторович, я вот сразу с первого вопроса. Слово очень сложное – субконтрактинг. Чтобы, может быть, лишний раз не запутывать слушателей,  это то же самое, что производственная кооперация или это вот  что-то другое?

Д.Т.: Да, субконтрактинг пришел к нам  из-за рубежа. То есть его используют там, это английский язык. И когда у нас в России после 90-х годов появлялась государственная поддержка, какие-то меры государственной поддержки  вот этой вот производственной кооперации, мы просто взяли за основу иностранные методики, и стали использовать это слово субконтрактинг, называть биржи субконтрактинга и так далее. А по сути  это наша старая производственная кооперация, то есть когда одно предприятие производит  для другого какие-то индивидуальные изделия по чертежам заказчика.

Ведущий: Понятно. А от аутсорсинг тогда чем отличается? Потому что по философии, получается, похоже.  То есть что-то делаем не сами, а кому-то  отдаем.

Д.Т.: Да, аутсорсинг  - это более общее понятие. То есть, когда вы, как предприятие,  хотите отдать какие-то функции – функции бухгалтерии, функции  уборки помещения, по  электрике, по сантехнике, все, что  угодно,  то есть это есть аутсорсинг.  Очень много функций можно вывести на аутсорсинг.   В данном случае, когда мы говорим о субконтрактинге,  либо производственной кооперации,  это как раз вот имеется в виду  это изготовление, то есть изготовление на заказ.

Ведущий:  Скажите, вот долгое время, во всяком случае, из вот информационного поля, вы были единственным, кто говорил  о субконтрактинге,  внес, скажем так, эту идею. На сегодняшний день вы по-прежнему одиноки, или появились у вас последователи?

Д.Т.:  Нет, я  объясню, почему я был первым. Реально просто ситуация какая. Вначале 90-х  годов, когда Советский Союз распался, и, соответственно, система Госплана распалась, вот все связи между предприятиями, которые  существовали между производственными предприятиями, они прекратились.  То есть фактически мы шагнули  в рынок, и образовался вакуум. Вот все эти последние 20 лет  с небольшим мы  как раз восстанавливали все эти связи, строили   заново эти связи между предприятиями. Так вот, предприятие, где я работаю, это Краснокамский РМЗ, мы в середине 2000-х годов были первыми, кто   закупил  достаточно современное оборудование по металлообработке, поставили у себя на заводе. И основная идея  как раз была  оказывать услуги  вот этого производственного характера, то есть производить  детали  для  других предприятий, которые находятся в Пермском крае. И поэтому мы всю систему организации нашего производства, планирование, приемки заказа и так далее, мы   подстраивали под систему производственной кооперации, потому что  это на самом деле очень сложно. Не достаточно поставить  просто оборудование, важно  организовать процесс.

Ведущий:  То есть я правильно понимаю, что вы умышленно  отказались от производства  какой-то конечной продукции, и  вышли на рынок, ну как говорят, би ту би, да?

Д.Т.: Да.

Ведущий: То есть бизнес для бизнеса, не работая с потребителями конкретных не знаю... оборудования какого-то, конкретных вещей.

Д.Т.:  Да. Причем  это оказалось очень востребованным. И до сих пор вот эта вот деятельность, она  остается нашей основной деятельностью.   То есть участок, который у нас создан, он  до сих пор там...  за последние годы мы приобретали новое оборудование,  расширяли  его возможности. Он работает в  круглосуточном режиме  четыре смены. И занимается тем, что как раз производит  детали, разные конструкции для других  предприятий, у которых  нет подобного  оборудования, либо есть, но они не справляются, например, своими силами. 

Ведущий:  Вот смотрите, я правильно понимаю, что основные ваши...   то  есть по субконтрактингу   основная, скажем,  философия  такая – крупные предприятия  оттают часть каких-то работ по выполнению заказов  менее  крупным, соответственно.

Д.Т.:  Да. У многих это представление такое, да, вот есть какое-то крупное предприятие, которое, например, не хочет чем-то заниматься, и оно  предпочитает отдать на сторону.  Ну, на самом деле, таких много у нас в крае. Практически все крупнейшие предприятия, они что-то отдают. И отдают, в том числе, нам. Но есть совершенно большой пласт других предприятий, малых и средних компаний, которые  только-только организовывают  какое-то производство, то есть,  у них  есть идея, они сделали конструкторскую  документацию на какое-то  новое изделие, и  вот у них мечта производить и продавать его    в России, либо там  за рубеж этот продукт. Так вот  вполне,  используя механизм производственной кооперации, могут  разместить заказы на данное изделие  на стороне на таких предприятиях, как наше, например, вот где я работаю. И  затем заниматься только, например, оставить себе функции сборки окончательной и продажи. И у нас очень много таких успешных примеров, когда предприятие буквально с нуля, два человека, офис, есть идея, делают конструкторскую документацию, начинают  размещать  уже на предприятиях, продавать. И выходят буквально  за пару лет на обороты сотни миллионов рублей...

Ведущий:  Не имея собственного  цеха...

Д.Т.: Да, да, совершенно не имея собственного цеха.

Ведущий: Понятно. Как Пермь в сравнении с другими регионами выглядит? Я так понял, что  вы говорите о том, что много предприятий сегодня прибегает к этому. Встречал абсолютно противоположную точку зрения. Как раз многие крупные предприятия  говорят, что не готовы  пока  там технологически, не знаю, экономически  отдавать часть своих работ на аутсорсинг, на кооперацию.

Д.Т.:  Нет, на самом деле очень  сложно было, особенно в 90-х годах, в  начале 2000-х что-то  отдавать на кооперацию, потому что  просто не было таких предприятий, которые  были способны  в короткие сроки,  с  заданным уровнем качества,   по  хорошей цене производить продукцию в рамках производственной  кооперации, что-то поставлять.   Для того, чтобы поставлять такую  продукцию, нужно обладать самыми совершенными технологиями,  организовать процесс, чтобы ты обеспечивал низкую   себестоимость, заданное качество. Таких предприятий очень было немного. И поэтому, например, если бы вы  10 лет назад захотели бы что-то  произвести и найти вот  таких поставщиков  себе по субконтрактингу,  которые бы вам поставляли какие-то детали, вам было бы  очень сложно. Вам пришлось бы объехать в России  десятки предприятий, пока  бы вы нашли то, которое   соответствует вашим ожиданиям, с тем, с которым не нужно было бы мучиться,  например,  в организации этих поставок. Сейчас это сделать  гораздо проще, потому что за последние 5 лет  у нас в Пермском крае появилось достаточно много предприятий аналогичного профиля,  которые также научились изготавливать. То есть они специализируются на каких-то процессах: кто-то  на мехобработке, кто-то на листообработке,  кто-то на гальванике, покрытие, и так далее. И, таким образом, вы уже сейчас... у нас есть вот это предприятие, которое составляет  такую некую инфраструктуру, можно сказать,  в которой можно произвести все, что угодно. 

Ведущий: Скажите, вот насколько  можно  говорить о  региональном рынке субконтрактинга? Потому что...  ну, реально ли в одном регионе сформировать вот как раз весь спектр  возможных...

Д.Т.: Я считаю, что субконтрактинг – это как раз, прежде всего,  региональный, конечно, рынок.  Гораздо проще предприятиям находить друг друга, когда они находятся близко.   То есть, например, у нас  в крае развито машиностроение.  У нас достаточно много машиностроительных предприятий. Так вот, конечно,  очень важно, чтобы  в нашем крае было  достаточное количество  таких малых и средних компаний, которые  специализируются на оказании каких-то услуг,   на производстве определенного вида изделий, чтобы они находились рядышком, чтобы человеку... тот, кто хочет  организовать производство какого-то  нового продукта, было  достаточно просто  это все сделать на территории    края. Конечно, можно это все и в масштабах России делать. То есть существует даже целая система  в Интернете, которая позволяет найти поставщиков в других  регионах.

Ведущий:  Там, наверно, возникают логистические серьезные?..

Д.Т.:  Немножко сложнее, особенно малым компаниям, да. Это же нужно поехать в другой регион, это нужно  познакомиться с поставщиком, что-то ему заказать, потом привезти. Это всё, несколько, так скажем, менее оперативно происходит.  И больше-то вот эти затраты на общение,  на поездки  друг к другу,  транспортные затраты, потому что комплектующие нужно, опять же, везти. Поэтому очень удобно, когда это   располагается все в одном месте. И вот как раз вот эти кластеры, о которых мы там... я не знаю, может быть, вы в предыдущих передачах  о  них общались,  одной из целью формирования кластеров – это как раз, чтобы  это была полноценная система поставщиков, таких вот малых компаний, с помощью которых крупные   компании производят новую  продукцию.

Ведущий:  Можем какие-то озвучить  примеры, когда крупные компании, может быть,  лучше, чтоб были известны людям,  ну, то есть из тех, что на слуху,  прибегали к услугам  вашей компании, и, может быть каких-то других компаний. 

Д.Т.: Очень много примеров. Я для примера скажу, почему мы в этом варимся. За те годы, пока мы работаем, последние, у нас  круг клиентов – более пятисот клиентов у нас в базе.

Ведущий: В Пермском крае все.

Д.Т.: В основном, да. То есть  из них там три четверти – это Пермский край. Конечно, есть другие регионы России, куда мы поставляем,  особенно Удмуртия, Кировская область...

Ведущий: Ближайшие.

Д.Т.:  Они там, да, не очень далеко находятся. Ну, вот из крупных предприятий  все, которые можно вспомнить, «Новомед», НПО «Искра», «Авиадвигатель», вот ПКНМ, кстати, был, я знаю, вы сказали, что был на прошлой передаче.

Ведущий:  Да.

Д.Т.:  Они все прибегают  в чем-то к услугам в рамках производственной кооперации. У нас они заказывают, например,  ну, это не секрет,  наверно... «Новомед»  посчитал себестоимость производства корпусов для станции управления, значит,  на своем предприятии посчитал, и оценил, сколько это стоит, например, у нас произвести  этот корпус.  У них получилось гораздо дороже. Понятно, что у нас предприятие,  оно специализировано. Мы производим эти корпуса сотнями штук в месяц. Поэтому, обратившись к нам, они  получают гораздо меньшую цену, нежели себестоимость,  которую бы они получили, если бы занимались этим сами.  Кроме этого есть много других факторов. Преимущество кооперации в том, что   они ведь не занимаются, они не тратят   вот этих управленческих усилий на то, чтобы организовать производство каких-то комплектующих  корпусов для себя.  То есть они просто отсылают  заказ и получают изделие. Это гораздо проще. Это не нужно держать склад и так далее. То есть масса преимуществ в использовании производственной кооперации.

Ведущий:  Ну, то есть, это преимущество  обычного аутсорсинга, ну, в общем-то, классического аутсорсинга.

Д.Т.: Да, классического аутсорсинга.

Ведущий:  Дмитрий Викторович, вот ваша оценка. Все-таки субконтрактинг, производственная кооперация,  непринципиально, как мы сейчас это вем,  ну, можем называть производственная кооперация, чтоб проще было нас слушать.   Насколько все-таки этот  рынок сформировался в Пермском крае? Может быть, в сравнении с другими регионами проще вам будет ответить на этот вопрос. 

Д.Т.: Я оцениваю,  что он сейчас находится в активной стадии как раз формирования.  То есть как раз вот последние 5 лет процесс создания таких компаний, развитие таких компаний мы наблюдаем. Ну, естественно, это будет происходить  еще минимум лет десять.

Ведущий:  В чем будет... то есть, просто будут новые компании   появляться, или будет именно какое-то качественное изменение?

Д.Т.: Да, то есть у  нас в крае еще не хватает достаточно  многих компаний, которые мы бы, как, например, производственники, хотели бы видеть у себя.

Ведущий:  Ну, например.

Д.Т.:  Ну, например, вот гальваника та же самая.  То есть, что такое гальваника? Вы произвели деталь, вам надо ее оцинковать.  Может  быть,  знакомы с таким процессом.  Так вот куда нам отвезти на цинкование деталь у нас в Пермском крае? Скажите.

Ведущий:  Вот это точно не знаю.

Д.Т.: Да, вы не знаете.  То есть мы частенько возим в Удмуртию. Представляете? То есть везем  за 250 километров...

Ведущий: По-моему, гальванические те же производства  есть на крупных предприятиях пермских.

Д.Т.: Совершенно верно, они есть на крупных предприятиях, но они, зачастую, не способны  оказывать услуги именно в рамках   производственной кооперации, потому что   у них нет этих бизнес-процессов как  таковых. То есть мы не можем просто прийти, достаточно быстро заключить договор, и  привезти, чтобы нам быстро сделали, и  увезти обратно. Причем, чтоб  это было по адекватной цене.   То есть крупные предприятия, непонятно,  как. У них  нет методики расчета цены. У них нет стандартизированных процессов по срокам оказания услуги и так далее.  Вот, например, что  такое сроки оказания услуги? У нас, например, существует  срок – пять стандартных дней.  То есть заказчик когда приходит к нам  за деталью за какой-то или за каким-то перечнем деталей, он  за пять рабочих дней полностью получает  уже  это в готовом виде   упакованное, отгружается в его адрес. Вот это как бы вот такие процессы, они должны быть на каждом предприятии.

Ведущий:  То есть крупные предприятия  не обладают таким процессом?

Д.Т.:   Да. Я вам приведу пример. «Мотовилиха». На самом деле вот первый участок современный листообработки  с лазерами, с листогибами, он появился на
«Мотовилихинских заводах».

Ведущий:  Это  производство автокранов.

Д.Т.:  Да. Это было конец 90-х. Они под производство автокранов привезли, сделали такой участок, всё хорошо. И причем, к ним очень многие  обращались с просьбой произвести детали  на их участке  для  собственного производства.  Но сроки изготовления были таковы, что... то есть это было 2-3 месяца.  И то, это если постоянно напоминать, просить. Сроки  расчета цены доходили  до месяца-полутора,  потому  что это все делалось через торговый дом «Мотовилихинских заводов». Я сейчас не хочу говорить, это было давно в прошлом. Я сейчас не знаю, как сейчас у них ситуация. Может быть, всё исправилось.  Но вот на тот момент они, как крупное предприятие,  это была проблема, то, что   они вот не обратили внимания как раз на  организацию вот этого процесса оказания    услуги в рамках кооперации,  и делать было это сложно. Мы в свое время возили детали из Екатеринбурга,  когда у нас не было своих лазеров и так далее, нам приходилось. Мы проще заказывали

Ведущий: То есть вы, как бы, сами выступали  еще заказчиком для еще других компаний?

Д.Т.: Да. Но мы до сих пор выступаем заказчиком для многих компаний, когда не справляемся с объемами либо…

Ведущий: Вот смотрите, в сравнении с другими регионами, все-таки Пермь как выглядит? Ведь, так или иначе, вы говорили о том, что это в разных регионах присутствует.

Д.Т.: С учетом того, что к нам на завод и к нам в регион приезжает много заказчиков  из других регионов, их таких, как Удмуртия… ну со всей России к нам обращаются, я  считаю, что Пермь выглядит неплохо.  То есть у нас  в неделю происходит достаточно много отгрузов в другие регионы продукции. Это    просто характеризует то, что…
  
Ведущий: У нас развит только машиностроительный вот этот блок, или  есть другие? То есть в крае ведь есть  химия, нефтехимия и так далее. Вообще, возможен... вот производственная кооперация? 

Д.Т.:  Да, конечно, кооперация возможна везде, просто разный уровень.  Если мы говорим о машиностроении, там очень  большая  номенклатура там деталей, процессов технологических,  операций, поэтому  там это наиболее востребовано. Наиболее востребованы компании,   которые специализируются на каких-то определенных операциях,   технологических процессах, услугах и так далее. Но  что  могу сказать еще. Важно… вот    говорить просто о субконтрактинге. То есть, вообще, чтобы создать  производство, нужно…   нужно не просто  поставщики деталей комплектующих. Если  вы хотите иметь собственное сборочное производство, и в будущем  там организовать предприятие,  вам понадобится вообще достаточно большой спектр  компаний, которые бы вам  помогали. Это и касательно компаний, которые специализируются на  ремонте оборудования, и на проводке  электросетей и на обслуживании  электросетей, сантехнические работы, экология, охрана труда, техники безопасности, и много-много других компаний, которые, по идее, должны  вам помогать.  Если у вас небольшой штат,  например,  если вы предприятие малое 20-30 человек, то вам невыгодно содержать   это все у себя и платить деньги людям. Вам гораздо проще приглашать со стороны профессионалов, которые будут  это все обеспечивать.  Так вот таких предприятий лет пять назад  тоже не было практически вообще. Их днем с огнем не сыщешь.  Сейчас  очень хорошо, что   две-три компании по каждому направлению мы уже точно можем найти у нас   в крае. И  мы, например, у себя  практически не держим на заводе сервисные службы. То есть у нас  численность сервисных служб сведена до минимума,  мы как раз предпочитаем пользоваться услугами таких вот сторонних компаний. Нам гораздо проще, выгодней это с точки зрения управления, затрат и всего прочего.

Ведущий:  Дмитрий Викторович, вот на самом деле парадоксально. Вот то, что вы говорили, как бы, в претензию... ну, в данном случае упоминали «Мотовилиху», но непринципиально, да? Ровно то же самое я слышал, как аргумент  крупных предприятий, почему они не   прибегают к   производственной кооперации. Потому что… ну, как бы, там     непонятные компании, их невозможно проконтролировать по срокам, то есть, они могут сорвать. Ну а у крупных предприятий  у них может быть гособоронзаказ, да, где  там  еще и секретность и так далее.

Д.Т.:  Я скажу, почему. Потому что,  опять же, крупные предприятия  также не умеют работать в рамках производственной кооперации.  Как малые не умеют, так и крупные не умеют.  То есть, чтобы крупному предприятию  создать такую систему,  да, поставщиков и так далее,  это им надо тоже создать отделы, которые начнут мониторить  рынок,  которые начнут выбирать  поставщиков, которые их устраивают, начнут выезжать и делать аудит этих поставщиков. И когда вот они такую систему у себя сформируют, уверяю вас, эти все вопросы  решатся. Просто, когда, например, предприятие с численностью 4 тысячи человек, и там работает отдел кооперации  два человека,  ну скажите, что два человека   могут сделать для 4-х тысяч человек?  Конечно, это ??????????? (неразборчиво)

Ведущий: А есть вообще такие  отделы?  Я просто не слышал.

Д.Т.:  На каждом крупном предприятии есть отдел кооперации.  Но,  другое дело то, что, еще раз говорю,  он может насчитывать два человека. Что такое два человека для предприятия численностью 4 тысячи? Это, конечно, ничего. Поэтому  то, что крупные предприятия просто… они вот, знаете, отдали заказ  кому-то одному, второму,   обожглись,  и сейчас дуют на воду, предпочитают с этим не связываться. А по идее  за этим стоит очень большой резерв. И если бы они выделили побольше   ресурсов,  создали бы такой отдел специалистов, которые  бы занимались, да, еще раз говорю, изучением рынка и как раз налаживанием связей вот с такими поставщиками, уверяю вас, сейчас они в России есть.

Ведущий: Ну а вы общались  с теми же руководителями той же «Мотовилихи»,    может быть, «Пермских моторов»? Ну, то есть других компаний машиностроительного сектора, вот говорили им это, они  воспринимают эти аргументы?

Д.Т.: Ну, да, конечно.  Они  за то, чтобы  развивать эту кооперацию. Другое дело то, что они всегда хотят, чтобы им кто-то помог.   Я в основном разговаривал, когда еще  работал в правительстве края. И у нас была на тот момент как раз  идея  создать единый центр развития производственной кооперации у нас  у нас в крае. Потому что, на самом деле, это очень эффективно, и мы могли бы создать команду специалистов, которые бы  которая бы как раз обладала   вообще всей информацией  о всех поставщиках, которые есть  на территории края и не только. И как раз любое предприятие – малое среднее, крупное, обратившись в этот центр, они могли бы получить всю информацию  о квалифицированных поставщиках, которые могут  вовремя и  качественно изготовить  продукцию.

Ведущий: Дмитрий Викторович, какие инструменты помогают сформировать  эту философию субконтрактинга? Хотя вот,  знаете, вообще, странный вопрос. Если это то же самое примерно, что и производственная кооперация, почему,  так скажем, неестественным образом снова к ней пришли? Ведь перерыв,  ну пусть 10 лет, который  сложился, это ведь не настолько критический перерыв, чтобы все забыли вообще о том, что  это за механизм такой. Почему сейчас приходится создавать какие-то центры, то есть как-то вообще стимулировать  людей к этому?

Д.Т.:  На самом деле везде деятельность по развитию  производственной кооперации,   она всегда стимулировалась и в Европе, и в Америке, и в Японии. И как раз государства, ну это были, не знаю, 40-е-50-е  годы, 60-е, государства создавали  биржи, называются биржи субконтрактинга,  как раз вот знакомили людей   в рамках   которых, там,  они эти биржи в разных  городах, где заказчики размещали  заказы, и поставщики просто приезжали и общались, знакомили поставщиков и заказчиков. И вот этот период был актуален  там несколько десятков лет назад для Европы, и для других стран. У нас  это вот начало происходить только вот в 90-е годы, вот в 2000-е.

Ведущий: Нет, но ведь в Советском Союзе было понятие  «производственная кооперация».

Д.Т.:  Ну вот я могу с этим поспорить. Конечно, там были связи, конечно,  там... специализация, кооперация, это еще Владимир Ильич Ленин  в своих работах писал,  и на съездах партии  принималось.  Но я изучал этот вопрос. На самом деле,  кроме лозунгов, нескольких  и буквально нескольких каких-то работ   буквально  на эту тему  совершенно небольших,  то есть ничего существенного там в этом плане  сделано не было. Конечно, когда был Госплан, проще  было    планировать такими большими  натуральными хозяйствами. То есть планировать  работу больших натуральных хозяйств, то есть либо это «Автоваз», либо   это крупное предприятие какое-то у нас в Пермском крае.  То есть какое-то ограниченное  небольшое количество  крупных заводов с численностью...  там было больше 10 тысяч человек, в то время работало. И    они, конечно, предпочитали для себя  делать все самостоятельно. Так было   проще планировать, понимаете. То есть лозунги были -  специализация, кооперация, но  реально в системе Госплана это  было реализовать   очень сложно.

Ведущий:  То есть это все-таки новая для нас философия.

Д.Т.:  Да. Поэтому в рамках советского периода  это не удалось сделать.  Более того, вот мы когда пришли в 90-е годы, вообще не было малых производственных  компаний. То есть это было очень маленькое количество, особенно в машиностроении. То есть все равно преобладала крупная промышленность.

Ведущий:   Ну, конечно.

Д.Т.: И поэтому такие малые,  и особенно средние компании,  которые, может быть, более  гибки, может быть, мобильны, может быть,  могут эти процессы все внедрять у себя  на заводе,  оптимизировать и ускорять.  Вот их было  очень мало, их единицы. Сейчас там десятки. Нужно, чтобы их были сотни.  И тогда мы уже получим  эффективный очень  рынок.  Зачем нужна кооперация? Понимаете, когда мы кооперируемся, у нас вот в Пермском крае предприятия кооперируются, мы вместе становимся сильнее . Тогда каждое предприятие получает   просто,  можно сказать,  неограниченные возможности. То есть, например, вы как  предприятие,  к  вам обращается заказчик, например, с другого  региона из  Москвы, откуда угодно,   они вас  спрашивают – вы можете это сделать?  И называют вам какие-то там, например, достаточно большой заказ, например, там сотни тонн металла, вам нужно  за месяцы переработать,  сделать какие-то изделия.  Вы знаете, что вы самостоятельно с этим не справитесь. И вы либо говорите «нет, потому что я не мог», либо, если у вас есть,  вот уже  налажены связи с подрядчиками, с поставщиками, с партнерами, с которыми вы постоянно кооперируетесь, вы  говорите «да, я могу это сделать, у меня есть партнеры, и мы вместе сделаем вам этот заказ и отгрузим». Таким образом,  когда ко мне обращается  кто-то,  какой-то заказчик, говорит – а вот, вообще, проблема,  например, 300 тонн  металлоконструкций изготовить   за месяц? Я говорю -  нет, проблем  нет.  То есть мы это сделаем с легкостью. Потому что у меня есть целый ряд партнеров по краю, есть заводы в Нытве, в Очере, в Верещагинском районе, в Перми, и мы вместе этот объем сделаем. И таким образом каждое из предприятий получает уникальные возможности делать всё, что угодно в неограниченных  количествах.

Ведущий:  Дмитрий Викторович, вот все-таки, возвращаясь к инструментам.
Продвижение  субконтрактинга,  ну, или, как бы, его  выращивание  на российской почве, вот та же самая биржа субконтрактинга – это вот по сути своей что?  То есть  привели   ну какие-то предприятия, которые делают  что-то, привели  потенциальных заказчиков и  что, и смотрят друг на друга? Как вот... как они друг друга узнают?   Ведь зачастую  бывает так, что в  настоящий  момент нет никакой потребности, и непонятно, когда он сформируется.  Посмотрели и забыли друг друга.

Д.Т.:  То есть как это реально работает в России, да, сейчас?

Ведущий:  Нет ли такого, что вот просто   собрали список, вот у нас есть  вот эти крупные,  а есть вот эти маленькие, да, ми давайте попытаемся соединить  их каким-то  образом ?????? (неразборчиво)? 

Д.Т.: Давайте расскажу.  Началось всё тоже в начале 90-х. Большая благодарность  правительству Москвы то, что они профинансировали  создание межрегионального центра субконтрактинга еще в то время, который начал аккумулировать  вообще информацию  в целом  по России, то есть предприятия-поставщики и предприятия-заказчики. Так вот есть на самом деле  такая российская очень большая   уже к этому моменту база. Каждый  из вас может зайти в Интернет и посмотреть там, на сайт вот  этого межрегионального  центра субконтрактации в Москве,  не знаю, зарегистрироваться там, начать там работать. Так вот, этот центр,  он практически каждый месяц,  каждые два месяца проводит биржу субконтрактинга  в одном из регионов Российской Федерации.  Что такое биржа субконтрактинга?  Например, есть пять заказчиков.  Обычно заказчики, я вот часто бываю на таких биржах,  это крупные компании, в том числе, из-за рубежа, которые  локализуют производство здесь у нас  в России. И  вот им нужны такие поставщики.  То есть они говорят, что  нам нужно изготовить, например, вот эти детали в таких-то количествах годовая потребность.  И предполагается, что это будет  долгосрочное сотрудничество.  Такая информация, она рассылается всем потенциальным поставщикам этих деталей. И назначается время, например, 15 июня, когда в таком-то городе...   туда приезжают эти заказчики, и приезжают поставщики, и вот  как раз происходит общение, встреча.  Сразу скажу, что  ну это такой как один из инструментов, который уже практикуется  на протяжении буквально последних  20 лет. И за это время, кстати, тоже за последние 20 лет было создано более  20 центров субконтрактинга в разных  регионах России, которые также способствуют  этому процессу,  организуют проведение вот этих  бирж. Но самое главное, что в таких центрах, по идее, должна скапливаться вообще вся информация  о том, какие  предприятия, какие  технологии находятся  на территории региона. То есть, если бы у нас  в Пермском крае такой центр был, соответственно, каждый из вас мог бы туда прийти и сказать, что мне нужно   произвести  вот это, пожалуйста, посоветуйте мне поставщиков. И те обязаны выдать, так как это некоммерческая компания, они  обязаны выдать вообще весь  спектр поставщиков, которые существуют на территории  региона. И ваше право, как заказчика, либо самостоятельно  выбрать и проговорить с каждым  из них, когда посетите предприятие,  либо попросить, например, центр на ближайшей бирже субконтрактинга провести  вот этот...  что-то типа  тендера,  когда к вам  эти поставщики сами  приходят и предлагают свои услуги. То есть таким образом  организовать  производство становится очень просто.  Или организовать производство какой-то новой продукции.

Ведущий:  Ну вот один из пользователей ICQ  пишет нам, что  «крупным предприятиям невыгодно заниматься  кооперацией, их интересуют только крупные нефтяные  бюджетные и оборонные заказы».  Приводит пример, что пытался  разместить заказ  такой в Пермском крае на трубопроводную арматуру. Откликнулся   один завод, который сказал, что партия, опытная партия в 50 миллионов рублей для  него семечки.  Ну, это видимо вот   в подтверждение ваших  предыдущих слов о том, что  предприятия сегодня не готовы. А смотрите, здесь нет ли вот все-таки противоречия, что  малые, средние предприятия, которые, скажем так, естественно, имеют  меньше каких-то ресурсов на выстраивание  вот этой бизнес-системы внутренней,  должны, получается, наоборот, ну, как бы... очень высокая рамка ведь выставляется  субконтрактингом по качеству, по времени поставки...

Д.Т.: Да, да, верно.

Ведущий: ... и так далее.  То есть нет ли противоречия, что  у них ресурсов на выстраивание  этой системы  намного как раз меньше, чем  у крупных предприятий, где есть там директор по системе управления,   ну или что-то такое?

Д.Т.: Абсолютно правильно. И вот именно поэтому то же  самое правительство Москвы  в свое время ???????? центр  субконтрактинга, оно, в том числе, например, субсидировало сертификацию таких малых предприятий, малых и средних по  международной системе качества ISO 9001. Все же понимают, что, чтобы ты поставлял качественную продукцию, у тебя  все процессы, они должны быть стандартизированы. А стандартизация стоит денег.  Может быть, это  небольшие деньги сточки зрения  крупных предприятий, но для   малого предприятия  это все-таки  ощутимые деньги. И поэтому  государство вот именно на этом этапе  во всем мире, кстати,  оно всегда помогало  малым компаниям  проходить вот этот сложный период  становления.  Оно помогало, может быть, субсидировало процентные ставки по  лизингу, когда  предприятие покупает малое какое-то новое оборудование современное в лизинг, и достаточно дорого для него делать  лизинговые платежи, выплачивать,   поэтому... и даже в Германии, представляете, до сих пор   государство многим малых компаниям  помогает обновлять парк   оборудования, чтобы они оставались конкурентоспособными.  Поэтому  государство играет свою  роль. То есть  оно может поддерживать либо  оно может не поддерживать.

Ведущий:  В Пермском крае что-то подобное ожидается?  В Москве уже сделали, то есть, есть пример, скажем. Сработало там это?

Д.Т.: Ну, я считаю, да. Я очень, на самом деле, благодарен, еще раз говорю, правительству  Москвы за то, что они вот  в свое время, в начале  90-х,  такой центр создали.
 
Ведущий:  В Пермском крае вот что-то ожидается подобное? Есть у вас информация?

Д.Т.: Я знаю, что планы есть.  Надеюсь, что они  все-таки будут реализованы.

Ведущий:  Понятно. Ну, на оптимистической ноте, видимо, заканчиваем. Надеюсь, что производственная кооперация  и слово производственный...  субконтрактинг стало чуть-чуть ближе    и понятнее. Спасибо, Дмитрий Викторович. Всего доброго.

Д.Т.:  До свидания.


Обсуждение
1974
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.