Верхний баннер
19:50 | СУББОТА | 18 МАЯ 2024

$ 90.99 € 98.78

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Цех

31.05.2012 | 12:00
Роль науки в промышленности

Ведущий: Добрый день. Сегодня в программе «ЦЕХ» говорим о такой теме, как взаимодействие  науки и промышленности в Пермском крае. Меня зовут Петр Кравченко. За звукорежиссерским пультом – Антон Мелехин. И сегодня в гостях Анатолий Александрович Ташкинов, ректор политехнического университета, который носит статус научно-исследовательского института. Или университета?

Анатолий Ташкинов: Национального, исследовательского.

Ведущий:  Вот так вот. Спасибо. Ну, то есть, скажем так, статус  заведения позволяет говорить и о науке тоже. И Александр Абрамович Барях, директор  горного института УрОРАН. Добрый день.

Александр Барях: Добрый день.

Ведущий: Коллеги, вот в предыдущей программе мы обсуждали встречу нового губернатора с промышленниками, то есть какие-то, скажем, сигналы, которые, возможно, послал    господин Басаргин  в адрес промышленности.  Вот, Анатолий Александрович, я знаю, что вы там были. Можете буквально коротко,  вот ваши впечатления?  То есть именно с точки зрения вот как представителя науки, образования  услышали что-то для себя такое или нет?

А.Т.: Ну, я услышал и увидел готовность Виктора Федоровича участвовать в решении конкретных проблем, связанных с развитием  промышленных предприятий, прежде всего, и сектор образования и науки в контексте развития именно промышленности, поскольку встреча была  все-таки посвящена  тематически именно промышленности.

Ведущий: И программа у нас сегодня такая же.

А.Т.: Да-да-да. И, ну, в общем, привлекло  готовность нового губернатора попытаться понять суть проблемы,  которая существует перед каждым предприятием, по крайней мере, теми предприятиями, которым удалось выступить перед губернатором, и попытка, по крайней мере, очертить  возможные пути решения  этих конкретных проблем.  То есть это не просто было так вот принять  к сведению, подумаем, а там, где это было возможно, выйти  на контакт  с какой-то  холдинговой корпорацией  типа «Ростехнологии», где-то сразу  были определены и очерчены  возможности решения каких-то вопросов в правительстве Российской Федерации. То есть, по крайней мере, готовность такая  есть.

Ведущий:  Понятно. Ну, то есть, в целом вы оптимистично оцениваете встречу.

А.Т.: Скорее, да.

Ведущий: Хорошо.  Подходя непосредственно к теме сегодняшней нашей, можете так очертить каждый, с какими  предприятиями в основном  вот на сегодняшний день складывается  наиболее тесный контакт, что это за проекты? То есть, может  быть,  наиболее знаковые проекты,  какой их возможный  результат, когда ждать, как посмотреть на них, ну, то ест, насколько осязаемый, может быть, результат будет?

А.Б.: Если позволите, я вообще-то попытаюсь  немножко пошире. Вот сточки зрения российской горной академической науки, вообще, оно было очень разумно выстроено. Вот я просто перечислю, где находятся академические горные институты. Это Кольский полуостров, Москва, Пермь, Екатеринбург, Новосибирск, Якутск, Хабаровск. Чувствуете, да?  Вот территориальный  принцип, вот он уже заложен в этом. Это  первое. Второе, значит, вообще-то,  горная наука имеет  определенные преимущества с точки зрения связи  с производством. Поскольку, ну как мне представляется, она просто  не может существовать вне производства.  Ведь давайте разбираться, что такое  добыча полезных ископаемых? Если говорить простыми словами, это  насилие над природой. Мы вмешиваемся, мы вмешиваемся туда, куда нам, вообще-то говоря, природа не дала возможности. Естественно,  она адекватно нам на это отвечает. Поэтому первые и  основные проекты, которые выполняются, связаны, естественно, с обеспечением безопасности  горных работ.  Вот в этом плане институт,  я считаю, практически осуществляет  полное научное сопровождение обеспечения безопасности горных работ  на действующих калийных  рудниках.

Ведущий:  В данном случае компания «Уралкалий».

А.Б.: Да, в данном случае компания «Уралкалий».

Ведущий: А  новые компании, которые пришли в Верхнекамское месторождение.

А.Б.: Да, пришли новые недропользователи.  Безусловно, они сейчас находятся на стадии...  компания «Еврохим» начала строить рудник. Идет проходка стволов.

Ведущий:  Они к вам обращались?

А.Б.: По геологическим изысканиям, по  ряду вопросов   научных мы, естественно, выполняли для них работы, ну, и надеемся, что,  когда  рудник будет введен в эксплуатацию,  значит, более буду широкие связи.

Ведущий:  Хорошо.  Это, скажем, калийщики. А другие отрасли?

А.Б.: Вы имеете в виду в крае, да, конечно, в первую очередь, да?

Ведущий:  Нет, на самом деле, может быть, и вы реализуете проекты с компаниями и других регионов, из других стран.

А.Б.: Мы реализуем проекты, связанные и с компанией «Лукойл». Связаны они в основном с  вопросами  геологоразведки. Часть работ направлена на обоснование возможности  извлечения нефти из подсолевых отложений, потому что в основном  все ресурсы  на настоящий момент времени, основные ресурсы нефти края, они привязаны к тому же Верхнекамскому месторождению.  То есть в этом плане оно и уникально само по себе. 

Ведущий: Александр Абрамович, а на понимание, все-таки вот это  такая наука, которая, скажем, сопровождает промышленность? Или есть  некий такой сектор уже  науки, скажем,  опережающий  запросы предприятия?  Здесь, я так понимаю, что у них совершенно утилитарная нужна.

А.Б.: Ну, я бы не сказал, что утилитарная  нужда.  Я и говорю, что каждый рудник  имеет свои особенности, свое геологическое строение. И, безусловно, нам кажется, что  мы все знаем, и, наконец, попадаем в такое положение, что, оказывается, мы знаем не все. Поэтому часть вопросов, часть задач, конечно, в определенном смысле традиционные.  Хотя методики все время совершенствуются, появляется новое оборудование. Часть задач  возникает непосредственно. Их надо  решать.  Для этого необходимы фундаментальные знания, современные приборы, современная аппаратура. А часть проблем – это то, что мы видим, что надо делать, ну, так  скажем,   задельные или поисковые исследования. Ну, стараемся убеждать производственников, что надо   думать о будущем.

Ведущий: Александр Абрамович,  перед тем, как мы вышли в эфир, мы с вами немножко разговаривали, и вы сказали, что, в общем, достаточно в масштабах России вы считаетесь, вот ваш горный институт, одним из наиболее  эффективно сотрудничающих    с промышленностью.  Можно пояснить?

А.Б.: Я бы сказал так – востребованных, да, востребованных промышленностью...

Ведущий: А это как вы чувствуете, за счет чего?

А.Б.:  Это мы чувствуем по финансированию,  по той внебюджетной составляющей, которая... Мы сейчас активно  работаем с «Норильским никелем». Мы начали и очень большая перспектива – это уникальные нефтяные шахты, расположенные в Коми республике.  У нас есть традиционные партнеры еще с советских времен это компания «Беларуськалий». И там только развивается это. Мы работаем в Новомосковске. Это    самый крупный гипсовый рудник в мире, компания «Кнауф».

Ведущий: Ну то есть пермская наука, во всяком случае, в той части вот  горнодобывающего сектора, она  не замкнута.

А.Б.:  Нет, она не замкнута только на  регион, она не замкнута. Просто, безусловно, конечно, Верхнекамское месторождение – это...

Ведущий: Создает много работы.

А.Б.: ...громадные ресурсы, создает много работы, безусловно. И, естественно, основная доля, скажем, исследований все-таки  пока сохраняется с компанией «Уралкалий».

Ведущий: Вокруг вот этого месторождения.  Анатолий Александрович, вот про вас интересно, про Политехнический университет, потому что у вас как раз вот в названии уже заложено, что у вас направлений очень-очень много. Может быть, вы даже скажете, какие отрасли у нас... вы можете сделать  такой обзор, наверно, то есть какие  отрасли более дружны,  скажем, с наукой, какие менее?

А.Б.: Я бы сказал, секундочку, что, вообще-то говоря, мы с Политехническим университетом... у нас та же научная составляющая. Кроме того, у нас  базовая кафедра, вузовская академическая кафедра, где большинство преподавателей, 80  процентов, если не больше, наверно, даже,  это сотрудники горного института.

А.Т.:  Ну, чтобы продолжить эту мысль и сориентировать вот нас, как многоотраслевой Политехнический университет, я все-таки хотел напомнить, что  Политех в 53-м году был создан именно как горный институт. Другое дело, что тогда превалирующей  составляющей в подготовке горняков была, конечно, угольная промышленность.  И потребности региона, в том числе, развитие  угольной отрасли.

Ведущий: Ну то есть это Кизел?

А.Т.:  Да-да-да, развитие угольной отрасли. И наш первый ректор Михаил Николаевич Дедюкин, который   28 лет был ректором с момента основания университета, был, вообще говоря, горным инженером. Сейчас произошло в этой отрасли определенное  изменение приоритетов. И, скажем, наши взаимодействия с горными предприятиями это, прежде всего, тоже взаимодействие с предприятиями калийной отрасли. Опять же, чтобы подчеркнуть  наше взаимодействие, вчера буквально я,  несколько представителей нашего университета  и профессора    горного института, мы вместе ездили в Березники, и встречались как раз с руководством «Уралкалия» и «Еврохима» совместно с тем, чтобы  попытаться для себя понять теп научные  проблемы, в решении которых...

Ведущий: Можно  так вот коротко, что услышали? Как сформулирован запрос от предприятий?

А.Т.: Вы знаете, пока, пока эти запросы, они «Еврохима» и «Уралкалия» немножко различны. «Уралкалий» - это  сложившееся предприятие...

А.Б.: Совершенно верно.

А.Т.: ... с сложившимся кадровым составом, с глубоким пониманием и опытом  проведения определенных работ. И  у нас с ним уже давно идут проблемы, скажем там, по  обогащению, по каким-то проблемам совместным с безопасностью, с механикой горных пород. И, в общем, как бы, если там и возникают какие-то совершенно новые направления, то  все-таки они носят  не подавляющий характер, а все-таки в основном идут такие вот    плановые, поступательные  работы, связанные с развитием этого предприятия. «Еврохим» - это все-таки новое предприятие. Их больше сейчас интересует  проблема  подготовки кадров, проблема подготовки кадров для этого предприятия...

Ведущий:  То есть они к вам, как к учебному заведению ?????? (неразборчиво)?

А.Т.:  В большей степени да. Хотя мы пытаемся объяснить, что в сегодняшних выполнение научных исследований именно в университете  - это не только самоцель, это, так сказать, использование потенциала  университета, преподавателей, лабораторий в развитии науки, но это еще и  единственно...

А.Б.: Эффективная.

А.Т.:  ...эффективная платформа  для подготовки специалистов. Потому что,  если наши студенты будут только сидеть  в аудиториях и слушать  лекции, приходить в лаборатории и проводить какие-то измерении,  то все равно мы качественного специалиста не подготовим. Мы стараемся сделать так, чтобы в подавляющей своей основе  наши студенты, по крайней мере,  на старших курсах уже вместе с преподавателем участвовали вот в этих самых  исследованиях и разработках  которые   предприятия заказывают   нашему  университету.

Ведущий: Я как раз хотел вас спросить. Вот у вас есть профильные кафедры, которые курируются  различными предприятиями.  Ну ,то есть кафедры, может быть, факультеты даже.   Они выполняют больше образовательную функцию или вот научную?  Как раз хотел узнать.

А.Т.:  Ну вот для нас, понимаете, для нас... конечно, в нашем названии говорится, что мы образовательное учреждение.  Но наиболее успешными являются именно те наши кафедры, где подготовка студентов, подготовка аспирантов, будущих  докторов наук и выполнение исследований, это, в общем, две стороны одной и той же медали.  Более того, у нас есть кафедры, на которых, по нашим оценкам, научная  деятельность является, скажем...

Ведущий:  Доминирующей?

А.Т.: Доминирующей, да-да-да.

Ведущий: А можно вот на понимание, что это  за кафедры, что за направления сегодня  такие?

А.Т.: Ну, опять же, у нас  одной из таких серьезных кафедр, и вот вчера мне было приятно услышать от специалистов «Уралкалия», такой  кафедрой  является кафедра маркшейдерского  дела  прикладной геодезии и геоинформационных систем.  Это кафедра, которая ведет исследования, разработки по заказам не только предприятий Пермского края и наших калийщиков,  а и по заказам сибирских предприятий, и астраханских, и  Казахстан. Это, в общем, даже не только России. И доходит немножечко  до таких, ну, казалось бы, ситуаций не очень, может быть,  правильных, когда преподаватели и научные сотрудники, работающие на этой кафедре, искусственно ставят перед руководством задачу снижения своей учебной нагрузки, чтоб  дать им больше возможности заниматься наукой. 

Ведущий: Понятно. Ну, то есть им это, естественно, более интересно.

А.Т.:  Да. И даже  более материально выгодно. Не будем этого скрывать.

Ведущий: Хорошо. А вот, расскажите,  пожалуйста,  вот мне интересно, как происходит вот этот поиск  совместного интереса между предприятием и науки?  Либо предприятие приходит с головной болью и говорит  - уважаемое научное заведение,  не могу понять, как решить эту проблему? Либо  вот вы приходите и говорите – вы знаете, мы сейчас вот  в эту сторону   копаем, и нам кажется это вам интересно? Как вот это происходит? Я понимаю, что в жизни, наверно, и так, и так. Но вот  какая-то доминирующая модель есть?

А.Б.:  Ну, вот  кое о чем я уже сказал, разделил бы на четыре таких подхода  взаимодействие. Первый, в определенном смысле, как мы уже говорили,  некая сложившаяся тематика, которая связана, условно говоря, идет развитие горных работ, и надо эти исследовательские работы выполнять для обеспечения безопасности. Второе – это проблемы, которые  возникают. Я не хотел  здесь упоминать об аварии 2006-го  года...

Ведущий: Мы говорим про провал в Березниках.

А.Б.: Да. Нее будем об  этом говорить.  Но проблемы, которые вынесло на поверхность, это, безусловно, требуют новых подходов, новых решений, и это интерес предприятия.   Третья – это наше видение перспектив развития научных исследований  в той или иной отрасли.  Не очень простая позиция. Надо  диалог с промышленниками, надо убеждать. Но, тем не менее, это все-таки реализуется. И, наконец, четвертое – это выходы на новые  предприятия какой-то отдельной группы ученых, задачи , которые там возникают,  и  привлечение специалистов института  по смежным специальностям. Ну, пример приведу такой. Значит,  вот  те же нефтяные шахты «Яреганефть».  Работают у нас с ними люди, связанные с...

Ведущий: Александр Абрамович, на понимание, вот  это где?

А.Б.:  Это Коми республика, да. Это единственные нефтяные шахты,  вообще    говоря, в России. Связаны с обеспечением климата. Там температура 50-60 градусов.  Необходимо охлаждение воздуха и так далее. Одновременно  они смотрят, что  есть  проблемы, связанные с устойчивостью выработок, с разрушением. Вот выплывает еще одна тематика. Их специалисты связываются, идет вот это расширение. 

Ведущий:  То есть пришли решать  один вопрос, а   пришлось...

А.Б.:  Да, да, да.

Ведущий:  Ну, все-таки, ведь  предприятия   как-то вывешивают в  открытый доступ, условно говоря, вот поле своих интересов, где они готовы  привлечь науку, или там вузы как-то вывешивают то, над чем они сегодня работают, все-таки ведь  должен    быть где-то момент информационного обмена. Какая-то площадка должна быть для этого. Вот это где происходит? 

А.Б.:  Я бы сказал так, что, конечно...

Ведущий:  Такая биржа контрактов  какая-то должна быть.

А.Б.:  Биржа, да, и кто  возьмется.  Нет, система тендеров, в общем-то, существует.  Но в основном все-таки  это диалог со специалистами, с геологами, с  геофизиками, с горняками, где-то убеждение их, где-то их обращение, что  надо это сделать, их видение   это.  Но, конечно, это не так, что...

Ведущий:  То есть это поле личного контакта такого.

А.Т.: Это да.  Но я хотел бы дополнить, что   хорошей площадкой для обмена такого рода информацией,  которая позволяет нам  более четко понимать друг друга и видеть свое участие   в решении, в том числе, проблем предприятий, является, скажем, проведение совместных научно-практических конференций.

Ведущий: Насколько распространенная практика? Я честно скажу, не слышал ?????? (неразборчиво).

А.Т.:  Ну вот даже, допустим, у нас  на базе нашего университета, вот вы же правильно говорите, что он политехнический со всеми-то вместе. У нас, скажем, раз в год  проходит всероссийская конференция «Аэрокосмическая техника и технологии», на которую приезжают   представители и университетов, и предприятий со всей  России и даже с международным участием.

Ведущий:  Я так понимаю, что это ваше, как бы, взаимоотношение с... вот если в Перми говорить, это «Протон» и «Пермские моторы».

А.Т.: «Протон», «Пермские моторы», «Авиадвигатель», научно-производственное объединение «Искра», Пермская научно-производственная приборостроительная компания.  Тут целый комплекс. Завод  «Машиностроитель» и так далее.

Ведущий:  А есть такое, что вот... ну, сравниваю ситуацию, когда, знаете, там эмиссары просматривают игры каких-нибудь  молодежных футбольных команд, и смотрят – так, вот этот  нам нужен...

А.Т.: Безусловно.

Ведущий: И вот есть такие люди, которые приезжают, смотрят и говорят – вот это  наша тема?

А.Т.:  Это так и происходит.  Потому что на  этих конференциях, наряду с так называемыми такими крупными  пленарными, постановочными докладами,  где, с одной стороны, ведущие специалисты предприятий, и нет только пермских,  делают доклады, где говорят и о   достижениях, полученных именно   на стыке науки,  не объем производства продукции, а именно на стыке науки. И  говорят о том, вынуждены говорить о том, какие  задачи необходимо решить. А, с другой стороны, руководители наших  научных школ  тоже говорят свое видение  о том, а какие проблемы перед вами могут возникнуть, и о  готовности их решать. Это  раз. А, с другой стороны,  в работе на секциях  делаются уже доклады по конкретным проблемам молодых ученых, чуть-чуть более, чем молодых,   причем, и со стороны предприятий, и со стороны университета, и там идет этот обмен. Иногда мы видим на предприятии вот человека с потенциалом исследователя. Предлагаем ему поступить к нам в аспирантуру.  Для этого же предприятия  мы его и подготовим. Предприятия видят наших студентов,  нашу молодежь,   не буду отрицать, просто иногда перекупают их, так сказать, предлагая... не только по деньгам, а просто предлагая  практические работы с большой перспективой. У ребят появляется интерес, они переходят, мы готовим новые кадры.  То есть это есть. И даже то, о чем вы говорите – а существует ли?  Вот на сайте, конечно, особенно  так уж сильно никто проблемы предприятия не обозначают.  В конце концов, есть понятие корпоративных интересов, корпоративной тайны и так далее.   Но, тем не менее, там, где у нас с предприятиями давно уже установились прочные отношения, а у нас у университета это десятки  таких предприятий. Кроме тех,   которые я назвал, там есть «Мотовилиха», есть «Метафракс», есть много таких предприятий. Они нам периодически прямо выдают, вот почти как вы говорите, списки, перечни...

Ведущий:  Над чем надо подумать.

А.Т.: ...научно-практических проблем.  Они понимают, что мы сами информацию особо далеко  никуда распространить не должны.   Она для нас для служебного пользования.  Потому что есть конкуренция, есть, так сказать, понимание каких-то предприятий. Ага, вот у этих здесь  проблемы, значит, нам  вот... Поэтому по разным каналам  идет распространение информации.

Ведущий:  Анатолий Александрович, вот все-таки вы говорите о том, что   такие примеры есть? Или это прямо система?  Работает каждый день так.

А.Т.:  Нет, ну нет, подождите. Вот конференция  - это система. Крупные конференции отраслевые – это системы. И горный институт проводит свои конференции,  и мы.  У нас, скажем, я знаю, что всегда в апреле  это вот «Аэрокосмическая техника и технологии», скажем, в октябре у нас «Нефтегазовое и  горное дело» крупная конференция. Вот только что состоялась   очень крупная конференция, посвященная проблемам транспорта и автомобильных дорог.  То есть вот сеть конференций – это система.  Взаимодействие с предприятием на уровне – вот вам перечень наших проблем, ну, это с определенными предприятиями это система.    То есть это обновляемые перечни и так далее. С какими-то предприятиями  это все-таки совсем не так.  Они понимают, какие у нас есть специалисты,  и выходят на эти специалистов.

Ведущий: Александр Абрамович, вот вы так маркировали тему, обозначили, но мы стали говорить о другом. Сейчас не удержались и  начали говорить о ней вот  в перерыв.  Как удается убедить предприятия, вообще, удается ли вкладываться,  вообще, проявлять интерес к исследованиям именно поисковым, тем, которые  еще непонятно, чем закончатся, и эффект от них возможен  вообще лет через десять. Притом, что в России, ну это вот чувствуется  абсолютно разница с вот западноевропейским подходом, не планируют очень далеко. То есть вот 3-5 лет – это, наверно, такой максимум планирования.

А.Б.: По  сути дела, мы говорим...

Ведущий: Что вы им  говорите? Вот мне интересно.

А.Б.:  Как мы их убеждаем, да? Вообще-то говоря,  я сказал, что это не самая простая  компонента взаимодействия науки и производства, мы говорим, вообще, по сути говоря, то, что  на нашем языке  называется «о фундаментальных исследованиях». Производства финансируют  в фундаментальные исследования? Как вот ее... Государство, да, в рамках академии наук,  оно нам выделяет деньги на проведение фундаментальных исследований.

Ведущий: Здесь, мне кажется, еще вопрос возникает: как государство узнает, в какие направления вкладываться? 

А.Б.: Есть приоритетные направления...

Ведущий: Для государства.

А.Б.:  ...для государства, да. Эта система выстроена. Можно ее критиковать, но она построена определенная. То есть, есть  приоритетные направления. И Российская Академия...

А.Т.: Эксперты, ученые участвуют ??????? (неразборчиво).

А.Б.:  ...эксперты. То есть, есть программа развития научных исследований Российской Академии наук и так далее

Ведущий:  Вот мне интересно, вот получается там некий, ну пусть опосредованный интерес  промышленности вот в этом заказе от государства? 

А.Б.: Я бы сказал, это такие вот крупные-крупные мазки, которым  вот, скажем,  вся горная наука, она прописана вот одной такой строкой. А мы сейчас говорим  о неких конкретных  проектах  фундаментальных исследований, которые выполняет  конкретная организация и  пытается привлечь к этим исследованиям   финансы, ресурсы конкретного производства. Вот здесь.   Безусловно, у нас есть   гранты российского фонда фундаментальных исследований.  Это уже более локальные проекты, которые надо выигрывать на  конкурсной основе, но, тем не менее, это тоже. И третья компонента – это  промышленность.  Я еще раз повторю, не просто ее убеждать. Но, тем не менее, это...

Ведущий: Что срабатывает? 

А.Б.: ...срабатывает. Вот я приведу такой пример. Когда институт организовывался, условно говоря, все расчеты,  геомеханические расчеты велись на уровне таких  инженерных методик. Мы пришли  туда с математическим моделированием, с достаточно сложным аппаратом механики   твердого деформированного тела...

Ведущий:  То есть 25 лет назад  тогда еще с компьютерами было, в общем, не так, как сейчас. 

А.Б.: С компьютерами, да, вычислительная техника,  были большие машины, не было еще персональных компьютеров.  И, тем не менее, сейчас это стало  для них обыденным.   Это включено в нормативные документы.  Да, в сложных условиях обязаны провести  вот такие-то, такие-то работы. И где-то это они начинают понимать. Потому  что вот недавно  у меня была встреча. Сейчас вопрос стоит: а вы можете вот сделать  так, чтобы наши производственники непосредственно на руднике пусть в каком-то облегченном варианте могли  промоделировать ту или иную  горнотехническую ситуацию? 

Ведущий:  То есть уже научить самих работников предприятия тем или иным методикам  научным? 

А.Б.: Да, этим аппаратом.

Ведущий: Вы можете так сделать?

А.Б.:  Ну вот пытаемся, да, безусловно.

Ведущий: А это не получится, что вы им отдаете, ну, фактически, свой потенциальный заработок?

А.Б.: Я не думаю, что мы в этом случае отдаем. Мы, наоборот,  получаем  в лице вот горных инженеров производственников, я думаю, что мы получаем некую такую... своих коллег, которых проще будет убеждать, что вот эти фундаментальные исследования надо...

Ведущий:  Я забыл даже сказать, что   у нас есть прямой эфир. Телефон 261-88-67.  Тем не менее, давайте послушаем звонок.  Добрый день.

Слушатель: Добрый день. Дмитрий беспокоит. Мы машиностроительное предприятие. У нас пускай там небольшое такое... мы хотим это называть завод,  но,  в общем, машиностроительное предприятие. Вопрос такой. Каким образом и какие у нас возможности  по взаимодействию вот, например,  нашего машиностроительного предприятия  и политехнического института? Есть вообще такой механизм? И готов ли политехнический институт оказывать какую-то возмездную, безвозмездную помощь    нашему...

Ведущий: Именно небольшим предприятиям.

Слушатель: Ну, я не делаю различий между  большим или небольшим. Я понимаю, что, например, какие-то предприятия  более плотно  занимаются....

Ведущий: Дмитрий, извините, я просто тогда не очень понимаю ваш вопрос. То есть вам как-то отказывают в этой работе, или вы не ходили  еще в университет?

Слушатель:  Вы знаете, у нас был единственный раз    обращение  в политехнический институт. Мы  искали конструкторов.  Это у нас большая проблема  с конструкторами, которые  знакомы с машиностроением.  Мы ходили на кафедру  аппаратостроения. Нам дали возможность, мы выступили перед аудиторией.  Но студенты не заинтересовались.

Ведущий: Дмитрий,  а вы говорите  о кадрах для предприятия или все-таки о решении каких-то проблем?

Слушатель: Во-первых, и кадровый вопрос стоит очень остро, потому что   с техническим персоналом большая...

Ведущий: Это у всех он стоит.

Слушатель: Да. И, в том числе, у нас есть свои разработки.   Мы пытаемся, по крайней мере, пытаться усовершенствовать  оборудование...

Ведущий: Хорошо. Дмитрий, спасибо большое за вопрос. Анатолий Александрович, Я думаю, что можно, наверно, сформулировать так.  Вот у предприятия есть определенный запрос. То есть,  вот тот случай, когда предприятие само понимает, что  ему точно нужно. Куда  нужно приходить, в какую дверь постучать?

А.Т.: Во-первых, должен сказать, что БД так мы понимали, о чем идет речь, потому что, действительно,   назывались в основном крупные предприятия, что сегодня  ежегодно, например, наш университет   выполняет исследования и разработки    ежегодно по договорам  примерно с пятьюстами предприятий. 

Ведущий: Очень интересно.

А.Т.: А самих договоров  примерно 730-750. С некоторыми предприятиями.

Ведущий: Потому что  некоторые предприятия...

А.Т.: ...есть несколько договоров, по  химии, по  энергетике, в общем, вот разные. И среди  этих предприятий есть самые разные, конечно:  и очень крупные, и совсем  небольшие, и вновь образованные  предприятия, где, может, сегодня 2-3 человека и какие-то их идеи. Поэтому, если представители предприятия, вот являются предприятием... машиностроительной отрасли...

Ведущий: Дмитрий говорил  сейчас  об этом.

А.Т.: ,..ну, наверно, нет смысла идти  на строительный факультет  или на горный факультет.  Тол есть структура Политеха, она четко структурирована. Можно просто  обращаться на соответствующий профильный факультет к декану, и начинать  отсюда. И тогда спокойно  се эти вопросы будут решены.

Ведущий: А нет риска, что  ну все-таки декан, у  него ведь очень-очень много различных     задач, да, которые  он решает...

А.Т.: Конечно.  Он выслушает и тут  же подключит специалиста, который  будет близок к этому профилю.

Ведущий:  Люди у вас заряжены на это.

А.Т.: Очень.  Мы  приветствуем любые  такого рода обращения  к нам. Другое дело, что   иногда есть определенный...  вот даже здесь, видите, возмездно, безвозмездно. Может, небольшое недопонимание того, что   - а вот вы же университет, у вас же есть оборудование,  есть люди, пусть они нашу проблему  решают. Мы и на это иногда идем, когда есть совместный интерес.  Но административно я, как ректор, не могу  сказать ни одному профессору, ни одному ученому  - вот пришел представитель предприятия, давай-ка, позанимайся их проблемой.  Надо всегда найти взаимный интерес.  Будущий, может быть, взаимный интерес. Может, это приведет к какому-то   патенту совместному, а потом  к какой-то  коммерциализации.  Но тот интерес должен быть найден.  Но еще  раз повторяю, мы  никому не отказываем. В случае, если представитель предприятия не очень   догадывается, не знает, куда идти,  у нас есть проректор по  науке и инновациям,  профессор Каратаев Владимир Николаевич.  Он принимает по любым вопросам  и разбирается с любыми ситуациями.

Ведущий: Понятно. То есть это его, скажем так, зона  ответственности.

А.Т.: Да. Вот прямо проректор.

Ведущий: Хорошо. Скажите, пожалуйста, не могу не задать вопрос кадровый.  То есть распространенное мнение, что   сегодняшняя научная школа, то есть, это еще люди, которые во многом выкристаллизовались в советское время, ну или там в какое-то раннее российское, скажем, время, да? Кто им сегодня идет на смену?

А.Т.: Вы понимаете,  конечно, те двадцать лет вот примерно с начала 90-х годов...

Ведущий:  Я поясню. Вопрос опять же  о промышленности. То есть вот   мя понял, что... во всяком случае, у меня сложилось такое впечатление, что сегодня  многие предприятия, я использую   такой не научный термин,    дружат с наукой именно    на основе каких-то просто  знакомства, еще того старого знакомства.  Кто-то  вот, может быть, вместе учился, кто-то  ну уже просто  само сложилось, что это предприятие дружит   с этим.  Это какие-то во многом человеческие связи.  Вот что будет, когда  будет  обновляться вот  этот научный состав?

А.Т.:  Ну вот да. Мы об этом с вами  и начали   говорить, что, конечно, и в самих университетах кадровая ситуация сегодня далеко  не  лучшая.   Достаточно много возрастных преподавателей, возрастных ученых.    Очень слаба прослойка людей в возрасте  от 35 до 50 лет. А молодежь сейчас потянулась, понимаете? У нас идет увеличение  приема   в аспирантуру. Причем.. . знаете, сейчас много любят   ругать. Вот образование  плохое,  качество в школах плохое.  А на самом деле мы видим, что  среди молодежи есть ребята, которые  по своему уровню и возможностям  даже выше, чем те, которые были там  30 лет назад. У них просто больше возможностей. И поэтому есть, есть потенциал подготовки кадров. Но кадровый голод на предприятиях    сегодня настолько велик, что, может быть, мы его  удовлетворить сразу  и не можем.

Ведущий:  К сожалению, подошла к концу наша программа. Большое спасибо вам, что    были сегодня у нас.  Желаю вам дружбы с предприятиями. Спасибо большое.  

А.Т.: Спасибо. До свидания.

А.Б.: Спасибо. Всего доброго.


Обсуждение
1329
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.