Верхний баннер
20:35 | СУББОТА | 18 МАЯ 2024

$ 90.99 € 98.78

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Цех

30.08.2012 | 12:00
Госзакупки в сельском хозяйстве

Ведущий: Добрый день, уважаемые радиослушатели. Меня зовут Петр Кравченко. Это программа «ЦЕХ». В  ней мы говорим о промышленности. Сегодня будем говорить о такой теме, которая на самом деле  находится отчасти не в промышленности, и об  этом сегодня много  будем говорить: это молочная промышленность. У нас в гостях директор предприятия «Вемол» Людмила Новикова. Людмила, я как раз вот  говорил о том,  что у нас такой на стыке промышленности и сельского хозяйства. Вот как у обывателя вопрос абсолютно. Для меня  молоко – это дары села, например. Мы говорим о молочной промышленности. Где происходит  вот этот вот, извиняюсь, водораздел или  молокораздел в производстве молока? То есть,  с какого места это переходит из сельского хозяйства в производство?

Людмила Новикова:  Добрый день.  Этот водораздел происходит на приемке.  На любом заводе есть цех приемки молока. Молоковоз подходит  к  заводу, заходит на приемку,  и вот здесь водораздел: отсюда уже молоко – это продукт переработки.

Ведущий: То есть молоко из  сельского такого ароматного, чего-то такого очень романтичного  становится сырьем фактически.

Л.Н.: Да.

Ведущий: Мы никогда не говорили в программе «ЦЕХ» о молочной отрасли, о молочной промышленности, поэтому вот некий экскурс.  Какая сегодня расстановка сил на рынке молочной промышленности? То есть, кто сегодня лидеры,  насколько сегодня рынок, я не хочу использовать слово «захвачен», но, скажем  так, насколько  он представлен  именно федеральными компаниями, холдингами, насколько местными производителями?

Л.Н.: На Урале, в частности в Перми, рынок большей частью представлен Кунгурским молочным заводом.  Он лидер сегодня.  За ними «Юнимилк».

Ведущий:  Но он ведь входит в «Вимм-Билль-Данн», по-моему, сейчас.

Л.Н.:  Да, компания «Вимм-Билль-Данн». Конечно, уже  традиции, вкусы этой компании они уже налицо, они заметны в продукции. То есть у каждой компании свой спектр. Они все в едином холдинге. Они пользуются одними ценами, они закладывают  единые ингредиенты, они пользуются какими-то составляющими одних и тех же компаний. У них общие правила поведения и на рынке, и в производстве. И сейчас лидер, конечно, Кунгурский молочный завод.  За ними «Юнимилк», «Перммолоко». «Перммолоко» после передачи «Юнимилку» потеряло свои позиции на рынке. И теперь лидер Кунгур, дальше «Перммолоко» и потом следующую  позицию уже занимает «Вемол», Нытвенский молочный завод, Чернушка, ну и дальше идут мелкие производители, как  Елисейское молоко, Троельга и так далее.

Ведущий: Я читал некоторую статистику.  Говорилось о том, что примерно  20 производителей на территории Пермского края действуют.

Л.Н.: Да, мелких очень много. Кроме того еще Удмуртия, Кезский завод пользуется большим спросом, Воткинский, Ижевский, Кировский, Кирово-Чепецкий.

Ведущий:  Я очень хочу как раз об  этом поговорить, потому что,  я помню, несколько лет назад  была достаточно острая тема, когда пермские производители жаловались, ну, во всяком случае,  говорили: посмотрите, как поддерживают ижевских производителей, посмотрите, как поддерживают  татарских производителей. И они, имея некие дотации, могут сделать  низкую цену и зайти очень легко на рынок. Давайте у нас также.    Я хочу дождаться Ивана Петровича, чтобы у нас было две точки зрения на вопрос   о поддержке властью  молочной промышленности.  Вот эти крупные производители, они формируют  рынок в чем?  Они больше всего представлены на прилавках? Или они вкусы пермяков каким-то образом формируют?

Л.Н.: «Юнимилк» - это компания, которую пермяки знают давно. Там определенные вкусы у продукции, хотя они очень изменились после  того, как «Юнимилк» стал собственником  нашего пермского молочного завода.  Но, тем не менее, все равно часть пермяков предпочитают  этот вкус. У каждого вообще  молочного завода на самом деле свой покупатель, свой потребитель, свои вкусы. И все продукты молочные отличаются друг от друга. 

Ведущий: Вот замечательно, я вижу, что Иван Петрович к нам сейчас присоединится.  Добрый день,  Иван Петрович.  К нам присоединился, зам.министра сельского хозяйства. Мы разбираемся, чем конкурируют друг с другом производители, ну, кроме, каких-то исключительно вкусовых предпочтений, притом, что у нас  сложилась достаточно четкая тройка лидеров, и такая серьезная, на самом деле, получается  более десяти, более пятнадцати производителей рангом немножко поменьше, но у которых  тоже, я так понимаю,  совокупно есть достаточно серьезная  доля рынка.   

Иван Огородов: На самом деле есть конкуренция между производителями молока и  переработчиками молока  внутри региона. И есть проблема... даже не проблема, а определенный вопрос как раз по мерам бюджетной поддержки. И мы, к сожалению, конкурируем по объемам бюджетной поддержки. Но с  13-го  года сумма краевой бюджетной поддержки будет увеличена. И, я думаю, что эта ситуация должна выровняться.

Ведущий: Сейчас, я  правильно  понимаю, что есть ситуация, допустим, в соседнем Ижевске, в Татарстане, во всяком случае, эти мне называли регионы другие участники рынка,  и давно, на самом деле, они на слуху, что  они легко заходят в регион из-за дотаций. Наши пока в этом  проигрывают. То есть наши не дотируют совсем или дотируют мало? 

И.О.:  Нет, наш краевой бюджет поддерживает сельхозпроизводителей. Да,  действительно, несколько меньше, чем  те республики, которые вы назвали. Но вот этой проблемой  конкуренции между регионами  бюджетной поддержки на сегодняшний момент Минсельхоз России  очень серьезно  озабочен, особенно в условиях вступления в ВТО. И вот буквально в Минсельхозе России, они как раз  обсуждают, каким образом это  регулировать, чтобы не было соревнования между регионами именно по объему выделяемых или  предоставляемых бюджетных субсидий, льгот и так далее.  

Ведущий: И как тогда будет ситуация развиваться?

И.О.:  Я думаю, что  Минсельхоз определенным образом будет  регулировать объемы выделяемых субсидий из  региональных бюджетов.

Ведущий:  То есть он  уравнительную политику попытается  принять?

И.О.: Да.

Ведущий:  Чем это может грозить? Ну,  например, давайте говорить о пермском рынке. Чем это может грозить или, наоборот,  позитивно  сказаться?

И.О.:  Когда будет единое правило по России по объемам и ставкам  бюджетной  поддержки,  это приведет к тому, что  все окажутся в равных условиях. И те предприятия наши, которые модернизировали себя,  обеспечивали производство конкурентоспособной продукцией, они только выигрывают  в этом отношении.

Ведущий: У нас, если оценить,  это большинство предприятий,  меньшинство  предприятий?

И.О.:  Если говорить про то, кто на сегодняшний момент модернизируется, вкладывает средства  в обновление оборудования молочного, допустим, запуск новых  линий каких-то...  Допустим, тот же Нытвенский молзавод  строит абсолютно новые мощности в Нытве.  Модернизировался 4-5 лет назад Кунгурский. «Юнимилк» тоже модернизируется, но   хотелось бы, чтобы они более активно. Верещагинский молзавод -  тоже есть определенные подвижки в покупке нового  оборудования. Так ведь?

Л.Н.:  Что такое «есть определенные подвижки?» Товарищи дорогие, у нас только что вышла с реконструкции единственная в области сушка.  Это ни много, ни мало вложения до 50 миллионов рублей.

Ведущий: Сушка эта что делает?

Л.Н.:  Сушит молоко. Делает сухое обезжиренное молоко  и сухое молоко.  У нас единственная  в области  деминерализационная установка.  Это агрегат, который перерабатывает сыворотку.  Что значит «определенные подвижки»? Я так считаю, что мы  очень далеко ушли по технологии от всех заводов.

Ведущий:  Когда появляется некая уравнительная политика, вы ожидаете некого  улучшения ситуации для Пермского края, или  все-таки это риск?

И.О.: По нашему мнению, именно с точки зрения министерства, это улучшение  ситуации.

Ведущий: Мы сможем давать больше, вы думаете? Или просто другие  будут давать столько же, сколько мы  сейчас, условно говоря?

И.О.: Да, это будут единые правила игры. Мы  бюджетными деньгами не будем  друг с другом конкурировать. 


Л.Н.: Бесспорно, это будет лучше на порядок.

Ведущий: Чем?  То есть вы ожидаете, что  кто-то закроет двери, допустим, для того же Ижевска?

Л.Н.:  Даже не то, что закроют двери. Мы будем в равных условиях. На сегодняшний день   в Удмуртии молоко дешевле нашего на 3 рубля.  Закупочная цена на молочный завод.

Ведущий:  Закупочная цена фермеров.

Л.Н.: Наше молоко дороже на 3 рубля, чем в Подмосковье. В Екатеринбурге всё  лето   у нас здесь было молоко  дороже на 3 рубля. И  это завышение цен, оно чисто искусственное из-за того, что у нас конкуренция между заводами  по молоку. Даже она не конкуренция. 

И.О.:  Конкуренция между бюджетами, по сути.

Л.Н.: Да.

И.О.:  В Екатеринбурге чуть выше  бюджетные поддержки, в  Удмуртии тоже выше. У нас была традиционно несколько дней. И  вот как раз конкуренция  не по эффективности производства молока,  не по эффективности переработки этого молока, а именно  конкуренция по тому, кто, сколько бюджетных денег в отрасль вкладывает. Это на самом деле такой рыночный перекос. По крайней мере, Минсельхоз России это видит, это оценивает. И я думаю, что с принятием новой  государственной программы,  на сегодняшний момент,   уже она принята  на федеральном уровне на 13-20-й годы, как раз  эти вопросы там четко зафиксированы.  Дальше уже предстоит  детальная проработка  механизмов, собственно,  регулирование  рынка. И вещь, которую федеральный Минсельхоз пока  до конца не реализовал, это как раз специализация регионов. То есть   какие-то регионы должны специализироваться на молоке, мясном скоте, индустриальном производстве,  кто-то на зерне, его переработке глубокой и так далее. То есть уже в течение последних 5-8 лет про специализацию регионов речь  идет, а реальных шагов этому, к сожалению, пока таких вот четко просчитываемых  немного.

Ведущий:  То есть мы ожидаем, что, условно говоря, с 13-го  года ситуация должна  как-то выровняться?

И.О.:  Это не один год, конечно.  За один год, я думаю, что  все-таки отрасль сельское хозяйство и пищевой промышленности  довольно-таки не инерционно, но, по крайней мере, требует определенных усилий  для того, чтобы  ее регулировать и как-то развивать.  За один год, наверно, нет.  Будет несколько  переходных этапов.  Это как раз новая государственная программа. Мы от нее ждем подвижек в этом  отношении.

Ведущий:  Кстати, по поводу сырья. Многие компании  в других отраслях, например, яркий пример этого в Пермском крае  крупные производители, как, например,  бумаги, «Соликамскбумпром». Не имея возможности сильно влиять  на отрасль заготовки древесины,    рано или поздно он пошел  в систему, что фактически  сам  эту отрасль под себя  потихонечку подтягивает,  то есть создает какие-то свои мощности, сам себе заготавливает...

И.О.:  Некий холдинг, да?

Ведущий:   Да. Сам себе заготовил, понимаешь, где ты вырубил, что это за качество.   Вот в молочной отрасли  насколько это актуальный вопрос вообще:   качество закупаемого сырья? Я думаю, что  там серьезный фактор – много фермеров, которые в частном порядке  привозят. Нет? Не так?  

Л.Н.: На самом деле с нами сейчас работают 22 хозяйства.   Все хозяйства модернизированы. На всех фермах стоит замечательное делавалежское  оборудование.   В основном ДеЛаваль.

Ведущий: Это производитель такой?

Л.Н.: Да, это производитель такой. Это очень известный производитель  и замечательное оборудование. И у нас на завод молоко поступает высшим сортом уже 50 процентов. Это результат. Очень немногие заводы по всей  стране могут похвастать таким результатом.  Но на некоторых молзаводах, например, Нытва, они  не проверяют качество молока каждый день. Я не говорю, что  это плохо. У них качество  молока проверяется в СЭС. Это тоже хорошо.  Это тоже проверка. То же самое у Кунгура, у Нытвы, у всех. Все хозяйства сейчас  переоборудованы.  Это какая-нибудь маленькая, маленькая фермочка,  которая только встает на ноги.  Но  это вопрос времени. Причем, времени  очень маленького – год-два. Потому что  очень хорошо, что у нас  в области все это дотируется, и поэтому совхозам, колхозам, фермерам нет проблем купить  новое оборудование и поставить.  Над качеством молока очень хорошо работают сейчас.

И.О.:  Еще добавлю. Сами потребители сырья, имеется в виду молзаводы, они  практически все имеют штат специалистов, которые  участвуют в процессе. То есть, допустим, у того же Кунгура, у Нытвы  есть специалисты-зоотехники, которые  едут в хозяйства, отсматривают, каким образом  производится это молоко, смотрят, какие коровы, в каких условиях  функционирует или делавалевское или   еще какое-то другое оборудование. По крайней мере, они  не просто сидят на молзаводе  и закупают,  они участвуют в процессе.   Это такой кластерный процесс.

Ведущий: Иван  Петрович, а вы  говорите об этом как о лучших примерах , или это прямо наиболее  распространенная практика такая?

И.О.: Практически  это  распространенная практика, что если  раньше молзаводы только закупали, перерабатывали  и занимались продажами,  и совершенствованием технологии переработки,   то сейчас они  должны понимать, как производится, где производится, с какими  кормами  производится это сырье. Там ведь много показателей, по которым  молзавод оценивает  качество молока: и белок, и жир.  Сколько показателей, по которым вы  можете оценить молоко?

Л.Н.: Мы сейчас оцениваем молоко по 9 показателям.

Ведущий:   Кроме белки, жиры,  это так на понимание.

Л.Н.: Белок, жир – это так, это всегда, это везде, а мы еще и точку  замерзания, и вкусовые качества, и количество  микроорганизмов...

И.О.: Соматические клетки.

Л.Н.: ...и соматические клетки, и всё, всё, всё, там море просто...

Ведущий: Ну то есть такой сложный  химический контроль.

Л.Н.: Да, это очень много.

Ведущий:  Хорошо. Некоторым образом резюмирую  то, о чем  говорили. С закупом сырья  у нас все хорошо.  Производства  более  менее на сегодняшний  день упакованы, скажем так, какие-то их производственные мощности. Переходим тогда к продажам.  То есть продукция, как она поступает на полки.  Насколько сегодня  у предприятий облегчен   выход  в сети?  Наверно, в сети, а может быть, и нет.

И.О.:  Давайте «Вемол» скажет, каким образом  они работают с сетями.

Ведущий:  Я насколько понимаю,  для сетей одним из ключевых параметров для входа, особенно для молока, как для социального продукта, там хлеб и молоко, это фактически цена. Потому что, ну есть ?????? (неразборчиво) цена, мы  ????? (неразборчиво) берем, низкая. Нет смысла, чтобы дорогая продукция  долго-долго стояла на полке.

Л.Н.: Вот в этом самый большой парадокс сейчас. То есть все хотят дешевое молоко  на полке.  Но что это такое? Дешевое молоко  на полке это значит либо оно...  что-то туда должно быть добавлено, либо     мы должны  у фермеров и колхозов закупить  по очень низкой цене.  Что будет, если мы будем закупать  по низкой цене? В конце концов, совхозы перестанут  заниматься качеством, и потихонечку, потихонечку начнут умирать.  Это  первое плохо. Второе плохо, если  туда что-то добавлять. Что можно добавить? Вот нашему заводу очень трудно, потому что мы  работаем с натуральным продуктом.  Мы не добавляем туда ничего, и  поэтому  очень сложно попасть на полку в сети.  Все, наверно, заметили, что мы присутствуем только  в «Добрыне». Мы немного работаем со «Спутником», и вот   только-только  начинаем переговоры с «Семьей».

Ведущий: То есть сети, вы подтверждаете, сети ?????? )неразборчиво) выставляют условия по цене.

Л.Н.: Да. Всем надо дешево, дешево и дешево. Ну как  хорошо может быть дешево, это тоже вопрос.

И.О.:  Действительно,  качественного дешевого продукта, его не бывает. Чудес не бывает. На самом деле, если хорошее молоко, действительно, по тем 9-ти или кто-то оценивает по 20-ти показателям,  если качественное, вкусное, свежее молоко,   оно не должно стоить... сейчас самая низкая  18, не должно оно стоить  столько, потому что    хорошее, качественное молоко высшего сорта  произведено  на  хорошем  оборудовании  с хорошим ??????? (неразборчиво)  он о от сельхозпредприятий   уходит по 14-15 рублей.

Ведущий: Не должно быть.  Как вы с  той же,  раз мы упомянули одну из сетей,  как вы с  ними договорились?

Д.Н.: Как договариваемся? Делаем одно молоко дешевым за счет своих убытков.  Но на всех предприятиях молочной отрасли прибыль  колеблется от 3 до 10 процентов.

Ведущий: Скажем рентабельность.

Л.Н.: Рентабельность, да. 3-10 процентов. Вот за счет этой прибыли.

Ведущий: То есть вы, ??????? (неразборчиво)  условно говоря,  вторую линейку специальную...

Л.Н.: Не вторую линейку.  То же самое молоко, только в другую пленку.  Вот и все.

Ведущий: И за счет этого удается убедить.

Л.Н.: Ну сколько-то, да.  Но это тоже не выход, потому что... ну сколько может предприятие работать с малой рентабельностью?  Отсюда ведь зависит и технологии,  и перевооружение,  реконструкции, и та же самая зарплата рабочих. Всё отсюда.

Ведущий: Я понимаю, что у вас есть некие рецепты.

Л.Н.: Рецепт, да.  В чем заключается. Все страны запада прошли через это. Когда у них на полках появились дешевые продукты,  трудно стало конкурировать  натуральным продуктам с дешевыми. И поэтому они разделили полку. Они сделали на полке натуральные продукты и рядом полка    не натуральный продукт, то есть с какими-то  добавками.   Хочешь дешево – пожалуйста, вот тебе с добавками, хочешь натуральный продукт – вот он  тебе дороже.  Пусть не намного, но он дороже.   Это натуральный продукт, хороший, который можно кушать.

И.О.: Может быть, с брендом «эко», «био».

Ведущий: Вот я как раз об этом вспоминаю, что  зачастую есть полки с продуктами «эко» и «био». Людмила, вы предлагаете то же самое ввести в российских сетях?

Л.Н.: Да.

Ведущий:  Как сети отвечают на ваше предложение?

Л.Н.:  Они говорят, что это, наверно, правильно, это,  наверно, хорошо,  но  пока с места не двигается.

Ведущий: Почему, если это правильно и хорошо?

Л.Н.:  Я   думаю, что здесь дело все-таки в коммерции.  Также проще – одна полка, места всегда на полке мало. 

Ведущий: Тут же не говорится о том, что полку уменьшить. Просто переставить, условно говоря.

Л.Н.: И потом, второй вопрос, я  думаю, что для того, чтобы им это сделать, им надо сделать аудит предприятий. Мы к такому аудиту, в принципе,  готовы.  Можем принять любой аудит, ничего  не опасаясь.  Пойдут ли  на  это другие заводы? Я думаю, что тоже пойдут.  Но пока это все стоит на месте.  Может быть, нужно какое-то заключение Роспотребнадзора.   Но это все кто-то должен организовать.  Пока никто за это не берется.

И.О.: Здесь, наверно...

Ведущий: Да, как раз я думаю, что вопрос к вам. Всегда, когда  у нас не могут договориться одни с другими,  площадкой становится власть.

И.О.:  Действительно, организаторская функция, наверно, за министерством  сельского хозяйства, министерством торговли. И мы уже вот буквально  в первой половине сентября соберем производителей, соберем сети,  оптовиков, которые занимаются логистикой, и попытаемся, вот как раз  два органа власти – министерство торговли и министерство  сельского хозяйства и продовольствия, с тремя участниками процесса: переработчики,  оптовики, сети, как раз попытаемся выстроить взаимоотношения.  Наша-то ведь задача, помимо того,  чтобы потребитель получал дешевый продукт, и  одновременно нужно выстроить, чтобы    это был и качественный... то есть одновременно это не всегда получается. И как раз нужно всех участников процесса  посадить  за один стол и, по крайней мере, услышать  все позиции, и подвинуть каждого к какому-то движению, к какому-то шагу.

Ведущий: У вас есть какая-то позиция, которую  вы просто хотите им предложить? Или вы пока не видите в чем  ??????? (неразборчиво).

И.О.:  Хотим как раз предложить, чтобы  на полке появились социальные продукты, которые с более низкой ценой, чтобы они были выделены  на полке. У нас такая акция была в конце 10-го – начале 11-го года.

Ведущий:  Она себя оправдала?

И.О.:  Она себя оправдала.  Действительно, были социальные цены и на хлеб, и на молоко, и на мясные продукты, когда на полке социальный продукт выделялся.  То есть первое хотим  предложить мероприятие. Во-вторых, чтобы  те предприятия, которые  местные именно  производят  из местного сырья,   создают рабочие  места на территории края. Чтобы они были все-таки в приоритете, проговорить об этом с сетями. И третья позиция,  которую мы хотим,  даже не столько обсудить, наверно,  с сетями, сколько с производителями, это  активное участие в различного рода  ярмарках.  На сегодняшний момент  на территории края проводится...  осенних ярмарок будет больше 60 единиц.  Это и в Верещагино, это и в городе Перми, это и  на эспланаде, скорее всего, будет хорошая ярмарка, это и в районах города, где будут производители  своего продукта,  не только молочники, но и  фермеры, которые производят домашние сыры, домашнее масло,  кто-то занимается  овощами, картошкой.  Как раз сезон такой картофельно-овощной, и мы должны вместе с минторгом, вместе с  городами провести серию таких ярмарок. 

Ведущий: Сейчас протестируем. Людмила,  как вам, готовы на ярмарках участвовать?  Помогут вам ярмарки, как думаете?

Л.Н.: Мы всегда участвуем в ярмарках и делаем там дегустацию.

Ведущий: Помогает?  То есть эффект есть?
 
Л.Н.: Самый большой эффект бывает, когда человек попробует нашу продукцию.  Те, кто попробовали, они уже  и покупают всегда. 

Ведущий: Если я правильно понимаю, продукция вашего конкретно предприятия в Перми представлена достаточно... если в одной сети, которая не самая крупная, получается, что это недостаточно большой сегмент. У других предприятий то же самое? То есть они все представлены какими-то  локальными или все-таки  более распространено  широкое присутствие? 

И.О.:  Вот Верещагинский молзавод, да в городе Перми... ограничено по сетям. В принципе, по краю практически во всех  городах, даже Соликамск, Березники, даже Кизел... мы заезжали, там на полке лежит вемоловская продукция,  в Кудымкаре есть...
 
Ведущий:  Какая ситуация более распространена?  Что предприятие  вот, как бы, свой... я и пять городов вокруг, или  все-таки присутствие ??????? (неразборчиво).

И.О.:  У каждого производителя своя маркетинговая политика. Допустим, Нытва представлена почти во всех сетях, «Юнимилк»  - тоже.  Но у «Юнимилка» много продуктов, которые  производятся не только на территории края. Это и твороги, и разные сегментные продукты.  Взять если Кунгур, тоже  практически во всех сетях представлен. По разным продуктам, конечно, своя география.  Но, в принципе,  крупнейшие производители представлены  практически во всех сетях и в мелкорозничной сети. 
 
Ведущий:  Крупный  такой вопрос, крупный,  я имею в виду, что в целом для страны, для региона – вступление в ВТО. Как-то отразится именно  на молочных производителях?

И.О.:  Действительно, есть опасения у производителей по поводу вступления в ВТО  и опасения в том, что  обострится  конкуренция на внутреннем рынке.   Действительно, при вступлении на полке,  наверно, появится  больше  продуктов,  которые мы отчасти не производим. Ведь практически все сыры,  которые сейчас на полке есть, это не местное  производство. Есть в Барде переработка сыра, есть в Юговском молзаводе производство сыра. Собственно, на какие-то нишевые продукты  точно, может быть,  больший объем поставок извне. Здесь как раз   по разным группам продуктов будет изменение. То есть в сырах, наверно, больше  еще конкуренция будет. В молоке, в цельномолочной продукции из-за того, что, если, допустим, брать Венгрию, из Венгрии молоко можно, конечно, сюда привезти,  но это будет     привезенное  только  ультрапастеризованное молоко.
Соответственно, это будет с полугодовым сроком хранения. И все-таки основная масса нашего потребителя, слава богу, привыкла  к потреблению свежего, вкусного нашего молока. И я думаю, что перераспределения в сторону ультрапастеризованных продуктов  не будет.

Ведущий:  Людмила, вы что скажете?

Л.Н.: Я знаю только одно: в Европе  молоко стоит 10 рублей литр, закупка от фермеров. У нас  это  молоко стоит от 15 до 17.  И если мы сравняемся с Европой, нашим производителям будет тяжело. Но я думаю,  надеюсь, что... Иван Петрович уже сказал, что   будет поддержка, и  поэтому как-нибудь мы, наверно, выдержим.

Ведущий:  А в чем  тогда эта поддержка может...  А, ну вот то, о чем вы говорили,   некого  ??????? (неразборчиво). Она ведь исключит конкуренцию внутри региона,  то есть между регионами, а ВТО  - это все-таки  мировой конкурент.

И.О.:  Есть проблема...  На сегодняшний момент предприятия  конкурируют, допустим, по ряду продуктов,  по сгущенке, например, с производителями из  Белоруссии, из-за того, что там  объем бюджетной поддержки выше, и интенсивность несколько выше.  Даже внутри таможенного союза повышается конкуренция.  Но как раз государство  сейчас с принятием новой госпрограммы  и определенных регламентов вот эти вещи оно выравнивает.  Катастрофического чего-то  от вступления в ВТО... 

Ведущий:  Вы не ждете.

И.О.:  ...мы не ждем, да.  Очень важно сейчас те процессы, которые  запущены на большинстве молокоперерабатывающих  заводов и мясоперерабатывающих заводов,  имеется в виду модернизация, чтобы  высокая производительность труда на рабочих местах была,  этот процесс своевременно обеспечить, чтобы у нас  молочные предприятия  были  высокопроизводительными, индустриальными, с производством  качественного свежего продукта, и имели своего потребителя, свой рынок сбыта. 

Ведущий: У  меня последний вопрос. Насколько можно говорить о том, что   такой некий  отчасти косвенный,  но, с другой стороны,  мне кажется, достаточно интересный показатель, насколько молочная отрасль  на сегодня инвестпривлекательна? Подвопрос, грубо говоря:  как легко  банки дают сюда кредиты?

И.О.: Есть  два направления инвестпривлекательности: это производство молока и переработка молока.

Ведущий: Я говорю про промышленность, то есть,  видимо, уже переработка, получается.

И.О.: Дело в том, что, действительно,  подтверждаю, что рентабельность  молочной отрасли  именно в переработке  не очень большая. Здесь  доходность молперерабатывающие заводы получают  от оборота. То есть они вынуждены делать  большой оборот, и  за это получать... пускай при рентабельности 3-5 процентов...

Ведущий: Понятно. То есть,  грубо говоря,   как машиностроение, ?????? (неразборчиво)  вот здесь получается.

И.О.: Да. И, соответственно, по инвестпривлекательности новых операторов... пока в очередь не стоят. Сейчас задача в том, чтобы те имеющиеся заводы они как раз модернизировались.

Ведущий: То есть мы своими мощностями в целом  закрыты.

И.О.:  Да. Банки, в общем-то, переработчикам дают, и  охотно дают кредиты. И при этом проценты по этому кредиту  мы возмещаем в размере ставки рефинансирования, как на инвестиционные цели, так...

Ведущий: Вы имеете в виду регион? 

И.О.: Да. Бюджет края, и бюджет Российской Федерации.

Л.Н.: Да, это действительно так, подтверждаю.   У нас нет проблем с кредитом.  Нет уже давно.

Ведущий:  То есть банки спокойно идут...

Л.Н.:  Банки не дают кредит только  тем, кто еще  только начал вставать на ноги, и  тем, у кого финансовое положение    внушает  опасение.

Ведущий: К сожалению, истекло время программы.  Большое спасибо,  что  были сегодня у нас в гостях.

И.О.: Спасибо.

Ведущий: Всего доброго.


Обсуждение
2015
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.