Пермская опера представила на суд публики новый спектакль. В него мы сегодня и совершим «погружение». Речь идет о новой сценической версии единственной оперы Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана».
Ваша покорная слуга успела пока увидеть только один состав исполнителей. А полноценная рецензия трехчасового насыщенного разнокалиберными придумками постановщиков крайне неоднозначного музыкального действа, требует как минимум двукратного посещения спектакля и глубокого погружения в музыковедение.
Посему, сегодня я воздержусь от оценок и позволю себе представить краткое описание новой оперы пермского театра, а также прогнозирую скорее лояльное, нежели враждебное отношение пермяков к новому названию в афише.
Мой прогноз, прежде всего, основан на том, что волшебная, светлая и запоминающаяся мелодика сочинения «короля оперетт» в исполнении оркестра, которым дирижирует Артем Абашев, с легкостью подкупает даже самого нетерпимого к радикально-смелым экспериментам ревнителя академических традиций на современной сцене.
Итак, по порядку. Собранное из трех сказочных историй Эрнста Теодора Амадея Гофмана либретто знакомит зрителей с тем, как художник, в поисках своего творческого пути и идеальной любви, встречается с тремя типами женщин.
Сначала, как это часто бывает в жизни, он попадается на удочку внешней красоты и влюбляется в девушку-куклу, способную сражать своей визуальной исключительностью, но не способной испытывать глубокие чувства. Затем его ожидает несчастье, и он теряет возможность быть с одаренной прекрасным голосом дивой, которая предпочла погибнуть из-за верности своему таланту и искусству, вместо того, чтобы служить земной любви. Третья возлюбленная поэта Гофмана оказалась продажной во всех смыслах женщиной. Но все трое, при их пороках, все-таки, были удостоены внимания и страстной любви главного героя. И эти три коллизии окончательно показали поэту, что идеала в мире нет, а смирение с этим знанием и верность своему предназначению способны продлить его существование в реальном, а не иллюзорном мире.
Насколько все три акта сложились в единое полноценное событие, судить возьмусь лишь после повторного просмотра. Однако это коснется только анализа главной в опере – музыкальной части спектакля. Потому что визуальное и режиссерское решения таковы, что оставляют ощущение дробленого на несколько не связанных между собой кусков спектакля. Пролог и эпилог, в котором Гофман пьет в баре со студентами и с ними же делится своими переживаниями – это фрагменты вне конкретной эпохи. Тогда как встреча с куклой Олимпией происходит уже в 1960-е годы во времена расцвета поп-арта и массового увлечения научными открытиями. Сумасшедший дом, в котором Гофман соблазнен певицей Антонией, своим интерьером напоминает о фильмах про 30-е и 40-е годы. А в третьем акте зрителя уже ждет стиль пост-панка, и куртизанка Джульетта почему-то оказывается мифическим существом мира мертвых.
Надо сказать, что все эти различные по стилю картинки если и не создают впечатления целостности, то уж однозначно радуют глаз охочих до яркого эмоционального видеоряда зрителей. Сценография Гали Солодовниковой, известная пермякам по спектаклям «Горе от ума» и «Анна Каренина» в Театре-Театре и опере «Medea Material» - это именины сердца для ценителей «космического реализма» и модных дизайнерских откровений.
Что касается режиссуры, то к работе безусловно талантливой Катерины Евангелатос пока больше вопросов, нежели ясности. Которая, полагаю, проявится отчасти на втором или третьем просмотре спектакля. Вопросы мои относятся также к формальной связи между частями и тому, что пока, кроме фееричного первого акта, убедительности и внятности в двух других частях недостаточно. Это не говоря уже о мотивации поступков основных персонажей «Сказок Гофмана». А ведь обычный, профессионально не заинтересованный зритель вряд ли может позволить себе такую роскошь – несколько раз ходить на один и тот же спектакль. Это удел истинных фанатов театрального искусства. Тем более, что после марафона показов премьерного спектакля в Перми, еще неизвестно сколько придется ждать следующего появления новой оперы в репертуаре нашего театра.
Поэтому я, Нина Соловей, рекомендую всем успевать 30, 31 января и 1 февраля в наш оперный на спектакль «Сказки Гофмана» и получить истинное удовольствие от восхитительной музыки Оффенбаха в изумительном исполнении Надежды Павловой, Найджела Смита, Анжелики Минасовой и, безусловно, волшебных хора и оркестра MusicAeterna, под руководством маэстро Теодора Курентзиса. Извините. Но тут я не смогла удержаться от оценочных суждений.
Фото Антона Завьялова