Гость: Игорь Ануфриев, протоирей, настоятель храма Георгия Победоносца
- 50 лет в этом году исполняется со дня успения преподобного Кукши одесского и 20 лет со дня его канонизации. Почему этот православный святой имеет такое большое значение для Пермского края?
ИГОРЬ АНУФРИЕВ - Это малоизвестный святой и хорошо, что сегодня мы о нем поговорим. Этот удивительный человек жил в XX веке. Своим служением он охватил не только Россию, но и Украину, Грецию и Израиль. В Пермском крае он провел самую значительную часть жизни - 10 лет тюрьмы и ссылки. Казалось бы, это мучения, но он сам говорил, что Пермь - это второй Иерусалим.
- Михаил Геннадьевич, с вашей точки зрения, почему преподобный Кукша имеет такое значение для Пермского края?
МИХАИЛ НЕЧАЕВ - К сожалению, значимым он становится сегодня. Сама канонизация происходила таинственным образом в застойные 70-е годы при патриархе Пимене. Все началось с канонизации Серафима Саровского в 1903 году. После этого русская православная церковь не канонизировала святых. Был такой большой перерыв в канонизации. Серафим Саровский почитаем в Пермском крае. С этим связано появление у нас скитов, схимонашества.
А вот сам Кукша в 1934 году стал схимонахом. В Пермский край он попал когда ему было 63 года - это 1938 гот. Это ежовщина, разгар репрессий. По знаменитому приказу №00447 арестовывали всех церковников и сектантов. Почти всех и арестовали. Больше 40% арестованных священников в Пермском крае были старше 60 лет.
Кукша прожил около 90 лет. После восьми лет мучений в Соликамском районе на лесоповале, уже на поселении сложился схимонах Кукша, который стал творить чудеса. Он стал творить чудеса в 50-е - 60-е годы. К нему приезжал патриарх Алексий каждый год и с Кукшей советовался, спрашивал как там было на Афоне, в Иерусалиме, где он служил еще молодым монахом.
ИГОРЬ АНУФРИЕВ - это Алексий I Симанский.
- То есть, фактически он был духовником патриарха?
ИГОРЬ АНУФРИЕВ - Достоверно это неизвестно. Во всяком случае, сотоёнником, собеседником и советником.
МИХАИЛ НЕЧАЕВ - И вот конец 50-х, начало 60-х годов - это борьба с церковью. Тогда Хрущев пытался построить коммунизм. Он боролся с церковью, но уже не способами 38-го года. Он закрывал церкви. При Брежневе этот процесс заморозился, но церкви не давали выходить за пределы церковной ограды и не было возможности канонизировать святых XX века. И вот Пимен тихо, без огласки в 70-х годах канонизировал двух святых, которые так или иначе связаны с Пермской землей - это Кукша одесский и Мелентий - бывший епископ пермский с 1928 по 1931 год. Самое загадочное в том, что все эти святые были украинцами.
- Это была тайная канонизация, а в 1974 уже официальная?
МИХАИЛ НЕЧАЕВ - В 1974 люди уже приходили к мощам Кукши одесского.
ИГОРЬ АНУФРИЕВ. - Кукша был удивительным человеком - святой по мере древних святых. Он имел непрестанную молитву. Он знал наизусть Евенгелие и Псалтырь. Каждый день он совершал торжественную литургию, каждый день причащался. Он приобрел эту святость еще в молодости, будучи на Афоне, напитавшись от святых старцев афонских. Прибыв в Киев, потом в Пермскую область, он привел к Богу множество людей.
МИХАИЛ НЕЧАЕВ - Наверное надо учточнить: тюрьма - это Усоль-лаг - Вильва, Селяка, Мошево. А поселение - это поселок Новый под Кунгуром.
ИГОРЬ АНУФРИЕВ - И будучи здесь, он по благословению епископа Александра, служил в Перми. Это был старец, как Серафим Саровский ХХ века, к которому приезжали люди со всей России за советом, за помощью. Он видел, кто к нему пришел и открывал волю божью зачастую вопреки ожиданиям человека.
МИХАИЛ НЕЧАЕВ - В Кунгурском районе к нему выстраивались очереди из желающих поговорить. Это уже исповедь.
ИГОРЬ АНУФРИЕВ - Да, это уже было исповедью. Таинство покаяния и духовная беседа.
МИХАИЛ НЕЧАЕВ - Мне рассказывали, что когда в 47-м году закончилась ссылка, за ним из села Новое, сначала в Киевско-Печерскую лавру, потом в Почаевскую Лавру за ним ушло около 20 человек. Три года назад, когда я был в Киевско-Печерской Лавре, узнал, что там огромное количество пермских монахов. Тогда я еще не знал про Кукшу ничего. Потом приехал в Почаев - там тоже пермские монахи. Потом я узнал, что это те, кто шел за Кукшей.
- Наверное у слушателей возникнет вопрос - что за странное имя Кукша? Откуда оно? Кто бык Кукша-I?
МИХАИЛ НЕЧАЕВ - Кукша-I - это XII век, новгородец. Новгород не занимался миссионерством, а вот Кукша - это первый русский миссионер-проповедник. Из Новгорода он пошел на Север, немножко севернее того места, где мы живем.
- Почему же Ксенофонт Величко - так на тот период монаха Кукшу называли, стал Кукшей.
ИГОРЬ АНУФРИЕВ - Выбор имени в монашестве - это тайна. Видимо его покровитель, то Кукша, который находится сейчас в ближних пещерах Киево-Печерской лавры, за мощами которого он ухаживал, так полюбился ему.
МИХАИЛ НЕЧАЕВ - Я предполагаю, что советских людей он расценивал как язычников.
ИГОРЬ АНУФРИЕВ - Вместе с тем, он говорил, что любил язычников. Он всех любил, поэтому люди так тянулись к нему, открывали ему свою душу.
- Много говорят о том, что святые нужны для церкви. Нужны ли они обществу, которое вне церкви? Пермский край богат на святых. И Стефан Пермский, и Трифон Вятский, и Герасим Петеримиона - все эти святые значительны в российской истории.
ИГОРЬ АНУФРИЕВ - Пермский край богат на мучеников. Для людей, которые живут в Пермском крае это объективность. Их помощь, их молитва за всех людей, которые здесь живут - и тех, которые уверовали и тех, которые считают себя светскими людьми. Почитание святых у нас на слабом уровне. Оно должно расти. У нас приезжают в Ныроб в день памяти Михаила Никитовича ну... 500 человек. А до революции туда приезжали десятки тысяч.
- Интересно, что почитают Михаила Никитовича, хотя он еще не святой. Из этих 500 человек половина из других регионов. И, все-таки, давайте вернемся к истории имени Кукша. Это, как я понимаю, такая птичка, похожая на воробья. Когда Ксеновонт Величко принимал схиму, он служил в нижних пещерах. В один момент он почувствовал себя плохо и упал на гроб преподобного Кукши, где его утром и нашли. Все думали, что он скоро отойдет. Тогда он и обратился с просьбой постричь его в схиму.
- ИГОРЬ АНУФРИЕВ - Дело в том, что он неоднократно просил схиму, но все откладывалось. Но тут он тяжко заболел и все думали, что он скоро отойдет. Но, приняв схиму, он довольно скоро выздоровел.
(Перерыв)
- ИГОРЬ АНУФРИЕВ - Кукша называл Пермь вторым Иерусалимом. Я думал об этом. Мне кажется, это личное восприятие преподобного. Он в юности был на Святой земле, служил у Гроба господня и испытал там великую благодать. Для него это было духовным возрастанием. Попав в Пермь, в ссылку, тюрьму, получив все эти испытания он говорил: "Я был и в тюрьме, и в ссылке, но духом я всегда предстоял пред Гробом господнем". Я думаю, что испытав страдания, он снова ощутил близость божью и ту благодать, которая коснулась его у Гроба господня.
МИХАИЛ НЕЧАЕВ - Есть такое понятие, как жизнь во Христе. Каждый должен нести свой крест. На Пермской земле он нес свой крест. Он видел, как другие несли свой крест. Тяжело у нас было жить. Сам Иерусалим находится на перекрестке миров, культур. Пермский край тоже на пересрестке миром и религий. По количеству религий мы можем претендовать на лидерство не только в России, но и в мире. У нас более 32 религий зарегистрировано из 65 существующих в России. Край наш достаточно стабильный и процветающий по количеству хороших людей, природных богатств и результатов тяжелого труда.
- Вы сказали, что Кукша - малоизвестный святой. Вы когда о нем узнали?
ИГОРЬ АНУФРИЕВ - Довольно неожиданно. 8 лет назад, когда я был назначен настоятелем нового храма "Георгия победоносца", подошла одна благочестивая женщина и говорит: "Мне в Одессе передали частицу мощей преподобного Кукши с тем, чтобы в Перми написали его икону и поместили ее в один из храмов. Давайте в ваш храм напишем его икону". Я не знал тогда ничего про Кукшу и не сразу ответил согласием. Но после того, как она подошла второй раз, мы написали икону, поместили туда частицу мощей и повесили икону мощей. Стали молиться. Она предложила каждую неделю делать молебны преподобному Кукше. Я решил попробовать, но подумал, что с утра, во вторник вряд ли люди будут ходить. Храм новый, все только начинается. Но, вы знаете, люди стали ходить. преподобный привел много молодых людей. Мы уже в течение нескольких лет, по вторникам, собираемся, молимся в течение часа. И знаете, происходят маленькие чудеса. Например, решение семейных проблем. Создаются семьи. Рождаются дети. Кукша одесский ратует за семью. Я даже сам, когда есть сложные вопросы, обращаюсь к нему и вопрос разрешается. Почитание преподобного вошло в мою жизнь неожиданно, но очень существенно. В храме создалась община в общине - которая ходит к преподобному.
МИХАИЛ НЕЧАЕВ - Я был в Киеве в 1990 году на стажировке в Киевском университете. Я был абсолютно не верующим и не крещенным. Я ходил по пещерам Киево-печерской лавры. Выйдя из пещер, я ощутил связь времен, я понял, что я терял. Наши святые - это некая нравственная опора для нас. Нашему обществу важно понять, что мы субъекты истории. А в учебниках остаются политические деятели, экономисты. С позиции нравственности, там не самые лучшие люди. Преподобных там нет. Получается, что мы изучаем историю по не самым лучшим людям.
ИГОРЬ АНУФРИЕВ - Преподобного же гнали из одного места в другое. Он приехал в Киев и к нему пошел народ. Коммунистам это не понравилось, отправили его в Почаев. Народ устремился туда. И в Пермь ездили, преодолевая милицейские кордоны. Потом перевели в Черновицкую епархию, где был захолустный дальний монастырь. Он вдруг поднялся, началось строительство. Гонения на наших святых приводит к их большему прославлению.
МИХАИЛ НЕЧАЕВ. - Чтобы воспитать нормальных, порядочных людей, которых у нас дефицит, будет полезен пример святого, который показывает, что при любых обстоятельствах можно оставаться человеком.
ИГОРЬ АНУФРИЕВ. - Имена многих известных людей быстро уходят в небытие. Имена святых становятся со временем более известными. Господь высвечивает его в истории.
МИХАИЛ НЕЧАЕВ - Я должен сказать, что благодаря Вячеславу, благодаря его "Пармской обители" я узнал что такой преподобный Кукша одесский. Я был поражен. К сожалению, ы нашем регионе нет книги о пермских святых.
- Преподобных, которые были на территории Пермского края, всего двое - это Трифон Вятский и Кукша Одесский, которого, наверное, можно назвать не только одесским, но и соликамским, и кунгурским. Для Кунгура это отдельный святой. Он там жил и общался со всем Пермским краем.
Теперь давайте напомним, что произойдет 20-го числа?
ИГОРЬ АНУФРИЕВ - На Пермской ярмарке будет открытие выставки "Православная Русь", куда, в частности, из Одессы прибудет архимандрит Виктор, наместник Святоильинского монастыра. Он привезет ковчег с мощами преподобного и наперстный крест и, я так понял, передаст в дар Пермской епархии. Можно будет прийти, поклониться, помолиться пред мощами преподобного.
- По традиции, отец Игорь, вы должны рекомендовать наших следующих гостей.
ИГОРЬ АНУФРИЕВ - Михаила Геннадьевича Нечаеа рекомендовал бы пригласить еще раз.
Жохова, Анатолия Владимировича
Росомагину Наталью Ивановну - это преподаватель семинарии.