Верхний баннер
13:39 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

13:50, 15 июня 2017

«Первое, что вызывает такую тревогу, в том числе и у федеральных экспертов в отношении Пермского края, – это низкая явка, низкий интерес избирателей к выборам», – Людмила Ознобишина, политконсультант

«Первое, что вызывает такую тревогу, в том числе и у федеральных экспертов в отношении Пермского края, – это низкая явка, низкий интерес избирателей к выборам», – Людмила Ознобишина, политконсультант
«Первое, что вызывает такую тревогу, в том числе и у федеральных экспертов в отношении Пермского края, – это низкая явка, низкий интерес избирателей к выборам», – Людмила Ознобишина, политконсультант
Артем Жаворонков: Продолжается «Большая информационная программа» на «Эхе Перми», рубрика «Экспертное мнение», как и обещал, после 18:30 гостем студии «Эха Перми» сегодня является политконсультант Людмила Ознобишина. Людмила, здравствуйте!

Людмила Ознобишина: Здравствуйте!

Артем Жаворонков: Хотелось бы обсудить с вами через призму всего происходящего в политической жизни региона последнего времени, а, может быть, и не только последнего, то, что происходит с муниципальными выборами. Много говорят о том, что их нужно возвращать, более того, новость сегодняшнего дня - «ПАРНАС» прошел согласительную процедуру в Центризбиркоме и намерен теперь уже через или с помощью депутатов Заксобрания добиться проведения референдума о прямых выборах глав муниципалитетов в единый День голосования в сентябре. 

Людмила Ознобишина: Давайте, такая дилемма - либо мы сейчас поговорим о том, что необходимо возвращать выборы, либо о процедуре, которую еще предстоит преодолеть  инициаторам возвращения прямых выборов, т.е. они прошли только первый этап, он, безусловно, крайне важен, т.е. одобрение краевой Избирательной комиссии, у нас есть краевой закон о референдуме в Пермском крае, который предусматривает процедуру, она такая бюрократическая,  прежде чем говорить о референдуме, надо пройти этап одобрения той формулировки, которая будет на референдуме представлена Избирательной комиссии, и Избирательная комиссия посмотрит, насколько все документы соответствуют федеральному законодательству, потом направляют все документы в Заксобрание, депутаты, в свою очередь, рассматривают опять же соответствие формулировки референдума краевому федеральному законодательству. В настоящее время, как мы знаем, у нас в июне состоятся два заседания Заксобрания, одно состоится 8 июня в четверг, где будут назначены выборы губернатора, второе заседание будет назначено 22 июня. По всем срокам, т.е. существует процедура - такое слово скучное и неинтересное, существует процедура, т.е. любой документ, поступивший в Заксобрание, должен получить правовую оценку, сейчас его рассматривает Государственное правовое управление, дает оценку перед этим, к депутатам он поступит на рассмотрение 22 июня. Ключевое событие, помимо заключения КСП, - это рассмотрение профильным комитетом - комитет по Госполитике 21 июня. По срокам, это только первый этап, если случится чудо, и депутаты Заксобрания у нас одобрят проведение - это еще не проведение, они только одобрят инициативу, после этого инициативная группа должна подтвердить то, что, действительно, этот вопрос - он не только соответствует законодательству, но и жители Пермского края, что называется, спать и есть не могут,  подавай им прямые выборы.

Артем Жаворонков: А это 83 тысячи подписей.

Людмила Ознобишина: 2%, я так понимаю, от количества избирателей, у нас 2 миллиона избирателей, т.е. я насчитала 40 тысяч. В настоящее время, по-моему, у Юрия Боброва прочитала о 20 тысячах, ну ладно, это уже такие... Что 20 тысяч, что 40 тысяч для референдума для края для такого вопроса - это небольшое количество подписей, т.е. если, что называется, всем миром все осознают, что это крайне важный краеугольный вопрос для развития Пермского края, то подписи будут собраны. Я напомню, что в прошлом году для регистрации объединения партийного регионального, по-моему, «Родина» не смогла собрать подписи, по-моему, партия «Рост», 11 тысяч подписей требовалось для регистрации.

Артем Жаворонков: Да, незначительное количество.

Людмила Ознобишина: И они справились с этим, 20-40 тысяч для этого вопроса... Дальше сбор подписей, подписи собираются, и опять же, предоставляются краевой Избирательной комиссии. Краевая Избирательная комиссия проверяет подписи, как это происходит там с теми же подписями в поддержку кандидатов или партийных отделений. Если все в порядке, тогда только Избирательная комиссия дает добро на проведение референдума, т.е по срокам могут не успеть, но пока позволяют сроки, это, если мы исключаем различные политические моменты, а почему все сейчас депутаты должны идти на поводу у несистемной партии «Парнас», да, мы исключаем тот момент, что у нас очень давно Пермский край перестал быть пионером в таких политических начинаниях, да, мы в свое время инициировали референдум, были первыми в процессе объединения субъектов, а еще был момент, связанный с реформой местного самоуправления, когда 131 закон мы были одни из первых в деле создания нынешней структуры.

Артем Жаворонков: Пошли по самому консервативному пути.

Людмила Ознобишина: Потом все, мы только двигались в таком федеральном тренде «Партия сказала: «Надо», Комсомол ответил: «Есть»».

Артем Жаворонков: По поводу ускорения процесса и политических подоплек, многие считают, что референдум мог бы стать занимательной вещью для избирателя.

Фишкой для избирателя, чтобы привлечь как можно больше людей к избирательным урнам в Единый день голосования, а это на руку временно исполняющему обязанности губернатора, вообще губернаторской кампании, кто бы там не заявлялся.

Людмила Ознобишина: Давайте порассуждаем, насколько на руку временно исполняющему обязанности губернатора. Вопрос явки – безусловно, объективное условие для того, чтобы оживить выборную кампанию – они есть, т.е. наш Пермский край на протяжении 6 лет, т.е. два выборных цикла входит в пятерку регионов с низкой явкой, т.е. демонстрирует низкий интерес избирателей к выборам, несмотря на то, что есть наслоение выборных кампаний. Мы помним, год назад у нас была тут, как говорили, вакханалия, по крайней мере, в наружной рекламе и на телевизионных каналах, т.е. была полноценная выборная кампания, но она, к сожалению, не вызвала интереса избирателей, явка у нас составила 35%.

Артем Жаворонков: А это мало?

Людмила Ознобишина: Это мало, безусловно.

Артем Жаворонков: Но мы же не Чечня, не Дагестан, где под 90%.

Людмила Ознобишина: Но я хочу сказать, что и внутри нашего региона в ряде муниципальных образований их тоже можно сравнить, т.е. у нас как Россия в миниатюре, тоже есть свои республики Северного Кавказа, такие «республики Северного Кавказа», я ни в коем случае не говорю о национальных регионах, где есть подозрения, фактов, конечно, зафиксированных нет, но есть подозрения как раз по аномальным показателям явки и аномальным рейтингам «Единой России». Первое, что вызывает такую тревогу, в том числе и у федеральных экспертов в отношении Пермского края, - это низкая явка, низкий интерес избирателей к выборам. Регион достаточно большой, регион непростой, интересный, и когда эксперты понимают или власть имущие функционеры понимают, что в этом регионе люди перестают интересоваться политикой - это тревожный сигнал. Второй момент, на который обращали внимание, и он очень ярко проявился год назад - это большое количество испорченных бюллетеней, мы на втором месте, и я об этом неоднократно говорила, второе место по России после Чукотки занимаем по испорченным бюллетеням, это тоже определенная реакция электората.

Артем Жаворонков: Это «Против всех» фактически голосование.

Людмила Ознобишина: Верните графу «Против всех» - явка выше будет, т.е. надо еще посмотреть, что будет стимулировать явку. Третий момент - это невысокий рейтинг «Единой России», это тоже сигнал, что доверие к институтам власти - невысокое, т.е. мы занимаем 55-56 место, 5 лет назад 63-64, есть динамика небольшая, но она небольшая опять же, с учетом аномальных территорий внутри нашего региона. И все это в комплексе, я думаю, было одной из причин политических решений в отношении первых лиц нашего региона, видят, что необходимо совершить кардинальные действия для того, чтобы вернуть хоть какую-то веру, да, хоть какое-то доверие населения к властным институтам, поэтому произошла смена. Я смотрю несколько данных социологических опросов, на мой взгляд,  мне надо, конечно, еще это с социологами проверить, но у меня ощущение, что этот выбор жители Пермского края уже сделали заочно, они его сделали в 16 году в сентябре, проголосовав таким образом, и когда к ним федеральная власть прислушалась и сменила руководителя региона, то тогда в сознании этот факт уже произошел.

Артем Жаворонков: И нам нужно его лишь документально закрепить сейчас.

Людмила Ознобишина: Это сложнейшая задача, люди должны прийти, что их подвигнет на выборы, когда мы понимаем, что у нас политическое поле не конкурентно абсолютно.

Артем Жаворонков: Плюс еще огороды и дачи.

Людмила Ознобишина: Несмотря на то, что там на 2 часа продлили время голосования, никаких предпосылок для высокой явки нет, значит, явка пока по моим прогнозам в пределах, самые оптимистичные прогнозы - 25-30%, это самые оптимистичные прогнозы.

Артем Жаворонков: Я слышал, 16-17, ну, до 20 и чуть больше 15. Трудно сказать сейчас?

Людмила Ознобишина: Я думаю, что с отменой открепительных удостоверений все-таки явка будет в пределах 25-30%, если все останется как есть. А теперь по поводу возвращения выборов, что произойдет, если мы будем разыгрывать эту карту, я уже сказала, что люди, по идее, сделали свой выбор, большинство избирателей Пермского края уже на выборы сходили заочно. Мы проводили исследование в прошлом году, где в ряде социально-экономических проблем замеряли, насколько для избирателей важен возврат выборов, насколько это является ценностью.

Артем Жаворонков: Вы предвосхитили мой вопрос.

Людмила Ознобишина: Получается так, понятно, что там была острая выборная ситуация, что там у нас и коммунальные проблемы, там были на злобу дня очень много тем, на которых пытались построить выборную кампанию, но получалось, что только для 10-15% прямые выборы являются ценностью.

Артем Жаворонков: Сами люди не хотят возвращения этих выборов, получается, или они мыслят иначе?

Людмила Ознобишина: Эта цепочка, что мы ходим, да, мы постоянно участвуем в выборах, дальше мы выбираем, мы несем ответственность и мы избираем людей, которые управляют, и мы в какой-то момент можем повлиять, она в настоящее  время нарушилась, кое-где она еще осталась в ряде территорий, но, к сожалению, эта «одноходовка» - я хожу на выборы, соответственно, я избираю, я спрашиваю, мы видим, у нас создается очень много виртуальных площадок: «Управляем вместе», «Работаем вместе», «Ремонтируем дороги вместе», т.е. это тоже попытка отгородиться от людей, создать некий симулятор общения. На мой взгляд, лучше прямого участия в конкурентных выборах еще никто не придумал.

Артем Жаворонков: Если посмотреть на муниципальный уровень, то самое консервативное, что внедрялось активно при Викторе Басаргине, когда фактически выборы перестали быть таковыми даже не уровне сельских поселений. Фактически у нас пытались выстраивать вертикаль власти, пытались влиять на местные представительные органы, и получалось так, что все выбранные в этот период времени люди, которые возглавили муниципалитеты, были людьми зависимыми. Мне, во-первых, хотелось бы логику понять, чего хотели добиться? Как абсолютно назначенные люди могут повлиять на избирателя, а если мы будем называть вещи своими именами, речь идет о выборах 2018, как они могли бы повлиять на то, чтобы Владимир Путин вновь переизбрался на пост президента? Или это не главная задача?

Людмила Ознобишина: На мой взгляд, задача не главная, была задача выстраивания вертикали на уровне субъектов Федерации, может быть я ошибаюсь, т.е. в 14 году субъекту предоставили право либо оставить прямые выборы в уставах муниципальных образований, либо прописать везде процедуру назначения в краевом законе, у нас пошли по жесткому сценарию назначения, где назначенец фактически консолидировал всю власть, стал главой района, и, на мой взгляд, это было сделано для того, чтобы дополнительно контролировать региональные выборы, мы можем сколько угодно рассуждать про явку, но у нас есть партийное выдвижение и муниципальный фильтр, и муниципальный фильтр преодолеть ни один кандидат, за исключением представителя «Единой России» не сможет, соответственно, эти депутаты и эти главы - носители муниципального фильтра. Это было создано для того, чтобы на уровне региона исключить моменты политического свободомыслия. Это с одной стороны, с другой стороны, у нас была развилка: мы могли оставить выборы в крупных городских округах, на уровне муниципальных районов, а назначение на уровень поселений перенести, потому что там настолько острый кадровый кризис, что там не до выборов, а надо искать, как говорят, с собаками того управленца, кто хотя бы был с высшим образованием и кто бы разбирался с этими вопросами. Я хочу сказать, что в 16 году сразу после выборной кампании рассматривалось 4 или 5 законопроектов, и сейчас возможность для муниципалитетов вернули, но муниципалитеты, которые сельские городские поселения, не являющиеся административными центрами, могут у себя принять в уставе либо прямые выборы, либо процедуру назначения, такую, как в известном фильме, мы предподоткрыли

Артем Жаворонков: Предподоткроем?

Людмила Ознобишина: Да, значит, небольшую калиточку демократии.

Артем Жаворонков: Экономическая составляющая выстраивания этой власти имела место быть?

Людмила Ознобишина: Конечно.

Артем Жаворонков: Очень часто говорили о том, что вокруг Виктора Басаргина сосредоточено огромное количество людей.

Людмила Ознобишина: 14 год - мы понимаем, что это период начала экономического кризиса, когда у нас речь идет о переходе на сметное финансирование, на выстраивание вертикали, в том числе, и управленческой, т.е. определенная логика у власти, кроме политической и кроме как закручивания гаек, она безусловно была, другое дело, что сейчас столкнулись с тем, что мы видим ситуацию Краснокамска, Краснокамского района, а до этого Краснокамска, у нас с внедрением системы назначения если не месяца, то квартала не проходило без потрясений. где пытаются главу отстранить, «уйти», он добровольно уйти не хочет, либо его пытаются, либо депутаты складывают коллективно полномочия для того, чтобы инициировать процедуру назначения, т.е. неспокойно с 15 года на этом участке работ однозначно, и сейчас, конечно, для краевой власти, мы понимаем, что, пожалуй, если были бы прямые выборы, то провести выдвиженца краевой власти было бы проще, чем это.

Артем Жаворонков: Но система, по которой сегодня выбирается глава Краснокамского муниципального района, завтра будет заседание Земсобрания, была сформирована другими людьми и под другие задачи. Сегодняшняя власть конкретно никогда нигде не обозначала свои...

Людмила Ознобишина: Ну, как не обозначала? У нас ради того, чтобы выдвиженец краевой власти Константин Валерьевич Захаров подал документы, процедура была продлена, т.е. краснокамских депутатов обязали, начали с того, что изменили положения, у краснокамцев в положениях о конкурсной комиссии председателем конкурсной комиссии был председатель Земского собрания, их заставили изменить положения и сделать председателем конкурсной комиссии представителя администрации губернатора. Даже были сигналы, когда заседание комиссии пытались провести в стенах краевой администрации, такого даже при Басаргине не было, хотя говорят там, нет, было в случае с одним районом, но Краснокамск настолько требовал внимания: изменили положение, продлили сроки проведения, чтобы зашел нужный кандидат, потом отсекли участников, т.е. сказали местным элитам, раз вы такие самостоятельные, самодостаточные, ищите кандидата. Они нашли кандидата, на кандидата сразу же начали искать какие-то уголовные дела, причем я знаю этого кандидата, он достаточно известный человек в Краснокамске, главный врач, на каждого руководителя бюджетного учреждения можно что-то накопать, и там была цель накопать.

Артем Жаворонков: Какие ваши прогнозы по Краснокамску, такая консолидированная история, похожая на весь Пермский край, выжимка самая яркая на поверхности.

Людмила Ознобишина: Я думаю, краснокамскую ситуацию до осени оставят.

Артем Жаворонков: Не будет главы у Краснокамского муниципального района до осени?

Людмила Ознобишина: Будет исполняющий обязанности главы, потому что...

Артем Жаворонков: Просили перенести выборы в Краснокамске на после губернаторские?

Людмила Ознобишина: Краснокамцы будут искать своего в недрах района достойного человека, достойного кандидата, под которого все депутаты попытаются консолидироваться, краевая власть, я думаю, попытается сейчас забыть про Краснокамск как страшный сон.

Артем Жаворонков: И последний вопрос. Перспективы возвращения прямых выборов глав муниципалитетов - это перспектива ближайших нескольких лет, корректнее скажу - ближайшего будущего или отдаленного?

Людмила Ознобишина: Я думаю, что это перспектива возвращения ближайшего будущего, к этому вопросу будут возвращаться, потому что у нас остались единицы глав, которые прошли выборные кампании. Кроме того, у нас очень большое количество ветеранов муниципальной службы.

Артем Жаворонков: С 2007-го.

Людмила Ознобишина: Конечно, которые по 3, по 4 срока прошли, значит, уже находятся у власти, и единственный способ каким-то образом поменять ситуацию в районах - это свежая кровь, если она там еще, конечно, осталась, а это только через выборную процедуру.

Артем Жаворонков: Политконсультант Людмила Ознобишина, ее экспертное мнение по поводу того, что творится с муниципальными выборами, выборами вообще в нашем регионе. Людмила, большое спасибо, до новых встреч!

Людмила Ознобишина: Спасибо вам, до свиданья!

Программа вышла 6 июня.


Обсуждение
2464
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.