«Основное производство завода Шпагина было перенесено еще в 2013-14 году на территорию Верещагино. Есть остатки производств, которые сегодня находятся в Перми. "Ремпутьмашу" наши предложения по площадкам предоставлены», - Михаил Сюткин, министр строительства и архитектуры Пермского края
Какие крупные инфраструктурные объекты Пермского края были введены в строй? Какие работы прописаны в договоре, заключенном между Прикамьем и РЖД? Как решаются проблем обманутых дольщиков и в чем функционал созданной в этом году Инспекции государственного строительного надзора Пермского края? В программе «Районы-кварталы» подводим отраслевые итоги уходящего года с первым заместителем председателя краевого правительства, министром строительства и архитектуры Пермского края Михаилом Сюткиным. Ведущий: Артём Жаворонков.
Ведущий: – Здравствуйте, дорогие друзья. В эфире программа «Районы-кварталы», у микрофона Артём Жаворонков. И сегодня подводим строительные и не только итоги с первым заместителем председателя Правительства Пермского края, министром строительства и архитектуры Михаилом Сюткиным. Михаил Валерьевич, добрый день.
Гость: – Добрый день.
Ведущий: – Михаил Валерьевич, обычно конец года – это действительно время подведения итогов. Я так понимаю, что с учётом того, что этот год фактически годом прихода команды Максима Решетникова, и вас в том числе, на работу в Пермский край. Говорить за весь год сложно – тут две трети его. Я так понимаю, что огромное количество тех действий, которые предпринимались, в том числе и вашим министерством, как раз были направлены, устремлены, что называется, в будущее. Целый ряд проектов, которые были запущены сейчас, найдут своё отражение на земле, что называется, только в следующем году. Но вам приходилось решать и какие-то достаточно оперативные проблемы, в том числе реструктуризация самого министерства. Я в двух словах обозначил темы, которые мы будем сегодня поднимать более подробно. Вам слово по части основных вех, итогов, которые можно было бы подчеркнуть в году уходящем.
Гость: – Хотелось бы начать с результатов уходящего года, потому что действительно событий очень много произошло. Тем не менее, основные, скажем так результаты, начнём с них. Во-первых, завершена очень длинная работа – региональная программа по переселению аварийного жилищного фонда, который образовался до 1 января 2012 года. Могу сказать, что в Пермском крае эта программа выполнена на 100%, и Пермский край вошёл в число тех немногих регионов Российской Федерации, которые полностью эту программу выполнили.
Ведущий: – Значит ли это, что программа не стопорится, это промежуточный пока этап?
Гость: – На сегодняшний день есть поручение Президента о проработке дальнейших этапов на федеральном уровне, чтобы была продолжена федеральная программа. Тем не менее, несмотря на то, что этого ещё не случилось, на уровне регионального бюджета нами предусмотрена и заложена трёхлетняя программа по продолжению переселения из аварийного жилищного фонда. Программа сформирована с участием средств краевого бюджета, муниципальных бюджетов, и речь идёт о суммах в несколько миллиардов рублей. Около полутора миллиардов в краевом и сопоставимая сумма в муниципальных бюджетах.
Ведущий: – Найдут? Нет сомнения, что найдут?
Гость: – С учётом того объёма заявок, который идёт от муниципалитетов – найдут.
Ведущий: – И остаётся надежда, что всё-таки ещё и Федерация, разработав свой собственный проект, сможет поддержать её деньгами.
Гость: – Я думаю, что у Пермского края в этом случае в очередной раз есть шансы в хорошем смысле отличиться и качественно показать и улучшить условия жизни граждан.
Ведущий: – Что ещё?
Гость: – В течение этого года ввели 9 из 16 долгостроев Пермского края. 2 школы, 4 детских сада, жилые дома для переселенцев из аварийного жилья. Причём это происходило по всей территории Прикамья, то есть Пермь, Уинский район, Усолье, Сосново, Кудымкар. То есть нельзя сказать, что у нас хорошие вещи происходят только в Перми, я думаю, что жители их оценят.
Ведущий: – В этой части обычно говорят о долгострое применительно к жилому фонду, и об этом мы сегодня чуть подробней поговорим дальше. А по поводу школ и детских садов – эта информация никогда не фигурировала, а СМИ, там были проблемы и всё, они введены в эксплуатацию?
Гость: – Эти объекты введены в эксплуатацию, люди имеют возможность посещать эти заведения.
Ведущий: – То есть это не просто коробки в тёплом контуре.
Гость: – Это не просто коробки. Это плановые знаковые вещи, поэтому я думаю, что жители соответствующих территорий готовы оценить.
Ведущий: – Я думаю, что это вопрос к нашей информслужбе, чтобы они проработали – где и пообщались с жителями.
Гость: – Хорошо, готовы рассказать.
Ведущий: – Что ещё можно отметить?
Гость: – Следующее. Наверное, самый знаковый, самый крупный объект этого года – подписание концессионного соглашения. Это объект, устремлённый в будущее – концессионное соглашение по второй очереди моста через Чусовую. Я думаю, что жители города Перми, Добрянского района и севера Пермского края ждут этого объекта, потому что проблема летних пробок на участке через Чусовской мост – я думаю, про неё никому рассказывать не надо.
Ведущий: – Если мне не изменяет память, речь идёт об июне месяце, именно тогда было подписано это трёхстороннее соглашение – Федерация, Пермский край и инвестор.
Гость: – Летом этого года было подписано соглашение с концессионером, который выиграл наш конкурс на концессию, а в конце ноября было подписано так называемое финансовое закрытие, то есть в присутствии министра транспорта Российской Федерации, губернатора Пермского края. То есть это соглашение между концессионером и подрядчиком. И завершены все конкурсные процедуры для реализации строительства этого объекта. Мы можем сказать, что фактический этап данного объекта стартовал.
Ведущий: – А когда выйдет строительная техника? Я так понимаю, что с открытием строительного сезона будущего года. Изыскательские работы уже идут?
Гость: – Там частично изыскательские работы уже проведены, они будут дополнительно проводиться. То есть следующий год – это работы связанные с проектированием и подготовкой участков для строительства. Тут речь идёт не только о строительстве моста, но и строительстве подходов к нему, то есть дорог, которые будут подходить к нему. Соответственно все работы по подготовке стартанут уже в следующем году. Собственно строительство массово пойдёт, я думаю, с 2019 года.
Ведущий: – Что ещё? По крайней мере я точно знаю, что одним из достижений этого года является открытие недостроенного до этого момента участка Восточного обхода, сам по нему езжу периодически.
Гость: – Нравится?
Ведущий: – Да, да.
Гость: – Я думаю, что как раз таки когда мы говорим о строительстве моста, то есть вся эта работа по строительству Восточного обхода и выхода на Чусовской мост должна быть полностью закончена. То есть вся трасса у нас должна быть с разделительной полосой, вся трасса должна быть с освещением.
Ведущий: – Четырёхполосное движение должно быть.
Гость: – Минимум четырёхполосное движение, не считая съездов, то есть все этапы работ будут завершены. Это в том числе составные части по концессии. Что касается Восточного обхода: завершены участки 18-й, 23-й километр, сделана развязка на пересечении с дорогой Пермь-Жебреи, о которой все очень долго мечтали.
Ведущий: – Серьёзную петлю нужно было сделать, чтобы съехать на этом направлении. Фактически эта дорога соединила два уже отреставрированных участка. В начале даже этого года некоторые скептики говорили о проблемах с реализацией этого проекта, потому что были проблемы у предыдущего подрядчика, но всё-таки удалось разрешить и справились, сдали во время.
Гость: – Совершенно верно. Итог всем известен. Те проблемы, которые были по пути – ну, они бывают – они всё равно были успешно разрешены.
Ведущий: – Дай-то бог, сейчас будем испытывать на прочность эту дорогу. Чем ещё похвастаетесь?
Гость: – Наверное, самый большой объект конца ноября-начала декабря – открытие нового аэропорта. Как мы говорим: «Сданный объект – это объект, которым люди пользуются, а не тот по которому подписаны документы о вводе в эксплуатацию». Я думаю, что жители города Перми с удовольствием пользуются этим объектом. Объект новый, большой, красивый. Там есть этапы, связанные с его дальнейшей достройкой – то, что касается перронов. При этом федеральный конкурс уже объявлен, он находится в стадии проведения. В следующем году эти работы мы надеемся, тоже будут закончены.
Ведущий: – Федеральный – то есть эта часть аэропортного комплекса не находится в ведении Пермского края.
Гость: – Та часть, которая касается перронов, рулёжных дорожек, по которым самолёты могут подъезжать к зданиям нового комплекса. Все эти работы запланированы в течение 2018 года с полной сдачей в эксплуатацию в начале 2019 года.
Ведущий: – Пока , я так понимаю, международные рейсы принимает старый терминал, а все внутренние уже переведены в новый.
Гость: – Это так, это в части готовности аэропорта к приёмке международных рейсов, то есть технически аэропорт к этому полностью готов. Существуют определённые административные процедуры по пунктам «государственная граница», они, я думаю, будут завершены в течение первого квартала. Выход пограничников в здание нового аэропорта при полной технической готовности для этого выхода и прём пассажиров будет происходить исключительно в новом здании аэропорта.
Ведущий: – Это, наверное, не совсем вопрос по адресу был, потому что этим всё-таки Минтранса занимается. С точки зрения Минстроя были какие-то нарекания и претензии к компании-строителям?
Гость: – Могу сказать, что здесь очень интересная система ответственности. Дело в том, что строительством аэропорта занималась Корпорация развития Пермского края, которая подчиняется Минстрою Пермского края. С точки зрения Минтранса и наших объектов опять же в силу подведомственности – я ещё как первый зампредседателя Правительства курирую и Минтранспорта, и Минстрой, и Минимущество.
Ведущий: – То есть это был вопрос по адресу.
Гость: – Это вопрос по адресу, всё по существу.
Ведущий: – Ну и РЖД, я думаю, что этой теме мы тоже посвятим целый блок в сегодняшней программе. Слишком много в информационном пространстве информации (простите за тавтологию) по поводу переговоров Пермского края с Российскими железными дорогами. И они разнонаправленные.
Гость: – Информация на сегодняшний день достаточно однозначная и очень позитивная с точки зрения Пермского края. То есть после того, как информация была доведена до Президента Российской Федерации В. В. Путина, были выданы соответствующие поручения. У нас была организована совместная рабочая группа между Правительством Пермского края и Российскими железными дорогами, был сформирован график тех мероприятий, которые мы планируем провести. Ведь это, как я уже рассказывал неоднократно, мероприятие в целом по модернизации пермского транспортного узла.
Ведущий: – Для многих пермский транспортный узел ограничивается Пермью-II, но это далеко не так.
Гость: – Под словом «пермский транспортный узел» мы понимаем как Главное, так и Горнозаводское направление Российских железных дорог. И в первую очередь модернизация связана с движением на участке Пермь-Сортировочная – Соликамск, связанная с большим ростом грузооборота наших северных добывающих предприятий.
Ведущий: – Мне бы хотелось весь этот блок программы посвятить тем совместным проектам, которые с Российскими железными дорогами прорабатывались. Давно говорят о реконструкции самого железнодорожного вокзала Пермь-II, основных железнодорожных ворот Пермского края. Но речь ведь здесь идёт и заводе Шпагина, и ещё о целом ряде проектов совместных, которые будут реализованы уже в ближайшее время, в течении 3-5 лет. Правильно я понимаю ситуация?
Гость: – Перспектива до 2025 года.
Ведущий: – Получается, 7 лет. Требую подробности.
Гость: – Что же здесь произошло? В части взаимодействия с Российскими железными дорогами – это, честно говоря, уже из разряда тектонических изменений на территории Пермского края. Что сделано? Во-первых, принято решение о модернизации участка от Соликамска до Перми-Сортировочной. Модернизация этого участка включает в себя строительство Северного обхода в Перми. РЖД в начале декабря анонсировало включение в инвестпрограмму как денег на проектирование в течение 2018 года этих участков, так и включение в инвестпрограмму, что называется полным рублём, всех средств, которые необходимы для финансирования этого северного обхода.
Ведущий: – Там нет сейчас железной дороги, то есть не реконструкция, а строительство нового участка железнодорожного полотна.
Гость: – Это строительство абсолютно нового участка с переходом через реку Кама. Они сейчас определяют участки створа, где переход наиболее эффективно делать. И модернизация участка от Пальников до Соликамска, все узкие места, включая станционное хозяйство – оно будет модернизировано полностью. Причём работы по модернизации начнутся уже в течение 2018 года. Общий объём инвестиций по этим двум участкам – в районе 30 млрд руб. Таких масштабных инвестиций в железнодорожную инфраструктуру Пермского края никогда не осуществлялось.
Ведущий: – Я думаю, что и на территории России немного таких примеров. Речь здесь идёт ведь не только о расширении, реконструкции и строительстве новых участков дорог, скажем, технического, промышленного назначения. Там прорабатываются какие-то варианты с пассажироперевозками?
Гость: – Собственно на сегодняшний день как это влияет на граждан? Это полностью изменит пассажирское сообщение на участке Пермь-II – Пермь-I. По сути мы стоим перед фактом строительства там полноценных мультимодальных перевозок. На этом участке, как мы уже анонсировали, может быть и строительство скоростного трамвая, какого-то такого типа сообщения до платформы «Мотовилиха» включительно. Это первая часть, которая при этом очень чётко сопряжена с действующим железнодорожным сообщением. Возможность пуска пассажирского сообщения в обход города Перми через Пермь-Сортировочную, того что сейчас идёт по Горнозаводскому направлению, то есть аналогично тому движению, которое сейчас идёт по грузовому транспорту. Соответственно, следующее: состоявшийся уже факт – сделка по заводу Шпагина закрыта в конце ноября. Имущество завода Шпагина, передано в краевую собственность. Соответственно то, что мы говорили про историко-культурное пространство – это всё уже факт свершившийся. Сейчас будут процедуры переноса производства, все вещи, которые были анонсированы в рамках запуска этих пространств, но это уже является имуществом Пермского края.
Ведущий: – Там было возмущение со стороны работников предприятия, они выходили чуть ли не с пикетами. Предприятие не будет закрыть, его перенесут технически в другое место. Оно определено?
Гость: – На сегодняшний день статус завода Шпагина следующий: есть плановый процесс переноса производства. Основное производство было перенесено ещё в 12-14 году на территорию города Верещагино. У холдинга «Ремпутьмаш» основное производство находится именно в этом городе. Соответственно есть остатки производств, которые на сегодняшний день находятся на этой площадке. Холдингу предоставлены наши предложения по площадкам в городе Перми и на территории Пермского края, сейчас они находятся в состоянии выбора, куда им наиболее эффективно это сделать. Мы должны им в этом помочь. И соответственно права работников этого предприятия – конечно же, мы за этим проследим, и думаю, что совместно с РЖД решим эту социальную ситуацию. Но в целом, нужно говорить ещё раз, что это процесс плановый. А то, что делает Правительство Пермского края – речь идёт о выкупе высвобождаемых площадей, которые выходят из процесса производства.
Ведущий: – Там исторические ведь здания, я так понимаю, что речь сейчас идёт о формировании такого, относящегося к набережной Камы, культурно-информационного пространства. «Россия – моя история», экспозиция, которая сейчас открылась тоже в реконструированном, отреставрированном, я бы даже сказал, здании Речного вокзала. Это будет логическое продолжение без железнодорожных путей с сохранением части исторических зданий предприятия «Ремпутьмаш», или не совсем корректно так говорить?
Гость: – Именно так и должно быть, то есть мы говорим, что, по сути, для граждан открывается два отреставрированных здания, открылись уже: здание Перми-I, на которой часть выставки «Россия – моя история», и здание Речного вокзала. Все помнят, сколько они лет находились в стадии реставрации, здание Речного вокзала было частично разрушено, все это прекрасно помнят. Сейчас здания полностью восстановлены, введены в эксплуатацию, там работает прекрасная выставка, хорошее времяпрепровождения в будущие новогодние праздники, всех приглашаю, очень интересно. И соответственно расположенные в нескольких десятках метров исторические здания железнодорожных мастерских завода Шпагина прекрасно ложатся во всю эту концепцию. Сейчас задача все наши культурные пространства туда постепенно переносить. У нас есть мысли, что для начала нужно просто жителей города Перми постепенно начинать пускать на эту территорию, может быть в составе экскурсий, открыть эту территорию, потому что никто и никогда в глаза её не видел, и что там происходит.
Ведущий: – Всё за забором было долгое время.
Гость: – Согласен.
Ведущий: – Я понимаю, что наше время ограничено, и обо всех достижениях и проблемах не успеем поговорить. Но одной из важных тем, которые я бы хотел поднять – это решение проблемы обманутых дольщиков, и не потому что она в какой-то момент времени в Перми актуализировалась с выходом обманутых дольщиков на улицы нашего города, но и потому, что к этой проблеме сегодня пристальное внимание со стороны Федерации. Огромное количество законодательных инициатив сегодня, вплоть до того, что уход от долевого строительства, главного источника фактически обманутых дольщиков в трёхлетний период. Мне бы хотелось сначала к вам обратиться как к просто к эксперту без министерской должности. Те инициативы, которые принимаются сегодня с подачи президента Путина, по части сначала формирования фонда своеобразного страхового, в который отчисления идут со стороны застройщиков, а во-вторых, уход от долевого строительства, как могут сказаться на бизнесе, на отрасли, именно на застройщиках. Понятно, что мы избавимся от слабаков, говоря простым языком, но и сильные компании всё равно могут испытывать определённое давление.
Гость: – Тут нужно говорить о том, что когда вводятся те или иные методы регулирования. То с чьей стороны посмотреть. Со стороны тех, кто через эти меры регулирования прошёл или тех, кто не прошёл. Потому что, как правило, для тех, кто прошёл через это сито, у него ситуация-то на рынке улучшается, потому что это дополнительный знак качества и доверие со стороны граждан, то есть люди за него голосуют рублём и ногами, за такого строителя. Я думаю, что в Перми традиционно есть определённое количество сильных строительных компаний, которые смогут пройти через ту цепочку требований, которые сейчас выдвигаются. В целом могу сказать, что во главе угла нужно ставить интересы граждан, во-вторых, интересы строительной отрасли как отросли, которая должна удовлетворять эти интересы граждан. Поэтому если на чашу весов класть две вещи, то кто должен предпринимать более профессиональные усилия: гражданин с его ресурсами или строительная компания с её ресурсами, то меры регулирования должны склоняться всё-таки в сторону гражданина.
Ведущий: – У вас как у министерства ведь сейчас есть реальный инструмент влияния на застройщиков по крайней мере в части полномочий, которые переданы на уровень целого направления, сформированного в Минстрое – инспекция Гостройнадзора.
Гость: – Вообще, ключевое полномочие, которое появилось в течение этого года – это контроль за декларациями застройщиков, то есть система контроля, можно сказать, болезненно опять же для многих застройщиков, но эта система надзора на территории Российской Федерации заработала, и можно уже сейчас сделать два вывода. Во-первых, всё-таки она обеспечила определённый контроль входа недобросовестных компаний на рынок. Во-вторых, она всё-таки обеспечила определённый контроль в течение выполнения застройщиками своих обязательств. До сих пор таких возможностей надзорных не было. Соответственно на территории Пермского края с 1 июля полноценно заработал сам исполнительный орган власти в виде Инспекции государственного строительного надзора, который объединил в себе функции как строительного надзора, так и функции, по сути, финансового надзора за целевым расходованием средств граждан.
Ведущий: – Кстати, ИГСН – это ведь тоже одно из достижений фактически реструктуризации строительной отрасли Пермского края. Можно отнести, плюс поставить?
Гость: – Я бы сказал так. Два ключевых изменения, которые произошли на территории Пермского края в части администрирования процесса строительства: первое – у нас появилась инспекция стройнадзора, которая фиксирует финансовые и технические обязательства; второе – у нас появилось всё-таки отдельное направление градостроительной политики, которое на уровне региона и градостроительного надзора – что, где, как, почему строится на территории Пермского края, которого до сих пор в виде отдельного направления на уровне региона фактически не существовало.
Ведущий: – Сегодня полномочия по курированию этого направления принадлежат одному из замов? Или Министерству строительства и архитектуры в целом?
Гость: – Управление строительной деятельностью находится в составе Министерства строительства и архитектуры Пермского края.
Ведущий: – По поводу конкретных дольщиков и решения их конкретных проблем на территории Пермского края – здесь есть чем похвастаться?
Гость: – Хвастаться тут с одной стороны нечем, потому что пока существуют проблемные ситуации, то это повод для работы. Тем не менее есть, скажем так, понимание того, что сделано. Принято постановление о достройке, которое систематизирует способы поддержки жилищно-строительных кооперативов, которые возникли в процессе банкротства застройщиков. Принят первый вообще в Российской Федерации закон о господдержке дольщиков в конце октября Законодательным собранием. То есть у нас есть механизм не только как достроить, но и как помочь компенсировать затраты на достройку тем гражданам, которые в этой помощи нуждаются. Ели вы помните, какие бурные полемики были летом и осенью по поводу тех механизмов поддержки. И сейчас могу сказать, что та система, которая развита на территории Пермского края, вызывает большой интерес со стороны других регионов, у нас практически каждую неделю приезжает по делегации из различных регионов для того, чтобы посмотреть наш опыт, для того, чтобы понять, в каком направлении двигаться. Систематизирована работа по взаимодействию на базе общественной палаты. Возник фронт-офис по взаимодействию с дольщиками в режиме единого окна. И в конечном итоге у нас уже начали появляться эти жилищно-строительные кооперативы, идёт работа практически по каждому объекту, 2 объекта у нас уже зашли в эту систему поддержки по 617 постановлению, там идёт выполнение проектно-изыскательских работ, и мы надеемся, что весной они зайдут уже в строительно-монтажные. Где-то мы вместе с дольщиками занимаемся созданием как раз этих жилищно-строительных кооперативов, то есть вытаскиваем их имущественный комплекс в процессе банкротства, по крайней мере, мы сформировали базу, по которой людям понятно, куда двигаться, если возникла проблемная ситуация.
Ведущий: – Но они ведь продолжают ведь отчасти оставаться недовольными, потому что нет универсального механизма, на котором они бы настаивали: «Достройте у нас дом и передайте нам бесплатно квартиры, ведь мы за него уже заплатили». Тут ведь много противоречий.
Гость: – Дело в том, что мы уже многократно это обсуждали, и когда шла полемика по поводу принятия закона, тот уровень поддержки, который готовы оказать жители Пермского края в целом данной категории граждан. Всегда полемика строилась с двух сторон. С одной стороны мы все понимаем, что их бросить в беде точно нельзя, с другой стороны мы определяли тот уровень приемлемой поддержки. Я считаю, так: то, что сделано, лучше того, что не сделано вообще, когда нет никаких принципов поддержки. С другой стороны, я считаю, что всё-таки у нас определённый общественный консенсус был достигнут при реализации этого закона.
Ведущий: – И федеральное законодательство потихоньку поспевает за вами, изменений целый ряд. Допустим, с 1 января 2018 года по части как раз отношений с участниками долевого строительства, упоминал я уже эту инициативу Владимира Путина по постепенному уходу от долевого строительства и по формированию компенсационного фонда. Я так понимаю, что Пермь может похвастаться не просто уже наличием плательщиков в этот фонд, но и тем, что наш регион стал одним из первых, где такие примеры появились. Это правда?
Гость: – Совершенно верно. У нас на сегодняшний день уже два застройщика находятся, чьи платежи принимаются в этот компенсационный фонд. В принципе, технология отработана, она нам понятна, мы всегда готовы помочь нашим застройщикам объяснить, как это делать, то есть всё вполне технологично. Несмотря на то, что она работает всего месяц и по идее должна испытывать детские болезни, но как ни странно работает.
Ведущий: – Подложили газетку заранее.
Гость: – С точки зрения в целом идеологии, которая заложена президентом, то мы должны говорить о том, что долевое участие – инвестирования это уровень профессионального инвестирования, нужно профессионально оценивать риски. И гражданам должны быть предложены механизмы защиты этих рисков. Внесение изменений, либо отмена полностью договоров долевого участия, либо проведение этого через какую-то процедуру банковского сопровождения. То есть те поручения, которые были даны – это путь в правильном направлении, потому что лучший способ изменить ситуацию с проблемными дольщиками – это не создавать новых.
Ведущий: – Наверное. Не могу не согласиться с вами. Так как эта программа, подводящая итоги, новогодняя, хотелось бы мне от вас услышать если и не планы прогнозные, то хотя бы какие-то мечты. Что хотелось бы реализовать на территории Пермского края в ближайшей перспективе, на что вы устремлены. Пусть это будет на уровне мечты сейчас.
Гость: – Так как мы всё-таки государственные служащие, то наши мечты должны быть оформлены в определённые нормативно-правовые документы. Для нас задачами следующего года являются три ключевые вещи. Первое – это исполнение адресной инвестиционной программы Пермского края, которая уже сейчас сформулирована на 5 лет, все жители могут увидеть все объекты социальной инфраструктуры, которые мы собираемся строить, и объёмы финансирования. Самыми масштабными, ключевыми объектами для нас является строительство школ и поликлиник в течение ближайших лет – это самая нужная и сложная задача, потому что этим пользуются все граждане. Второе. Это в виде мечты, но мечты, над которой мы каждый день работаем – это всё-таки сдвинуть ситуацию с уже старыми болячками по долевому строительству. Ну и в виде мечты в целом, наверное, всех пермяков:у нас всё-таки в следующем году основное количество мероприятий будет анонсировано к празднованию 300-летия Перми. Мы уже сейчас видим постепенно эти проекты.
Ведущий: – Они реализуются?
Гость: – Они набирают определённую силу, вес. Одни из проектов общественного обсуждения, как «Первогород» в своё время был, они уже переходят в стадию практической реализации. И, конечно же, эту работу, каким мы хотим видеть город к своему 300-летию – вот это, я думаю, предмет наибольшего обсуждения в течение следующего года.
Ведущий: – И край будет активно участвовать в проработке всех проектов, несмотря на то, что всё-таки город отмечает 300-летие?
Гость: – Собственно и край, и город. В этом смысле мы находимся в едином пространстве, информационном и технологическом по реализации этих планов.
Ведущий: – Михаил Валерьевич, большое спасибо. До свидания.