Верхний баннер
18:36 | ЧЕТВЕРГ | 28 МАРТА 2024

$ 92.59 € 100.27

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

00:00, 28 августа 2014

"Сам материал, сама идея Парка легенд Урала, заданная скульпторам, продвигает наш регион именно средствами искусства", - Ольга Клименская, искусствовед

-  Первая часть нашего «Разворота» посвящена культурному событию, 30 августа на территории санатория «Демидково» состоится открытие Парка легенд Урала. Героев сказок, фольклора в течение месяца создавали из камня знаменитые скульпторы в рамках арт-симпозиума «Peroom». Предлагаю начать наш разговор именно с симпозиума. Насколько это громкое название отвечает этому событию? Какова его главная история, главная суть, на что он направлен.

 

Ильдар Маматов: Симпозиум слово не совсем обычное для нашего слуха…

 

- Ну, мы привыкли, симпозиум врачей, научное что-то, серьезное

 

Ильдар Маматов: Когда начал зарождаться этот проект, создание несколькими авторами разных скульптур на одну тему, мы думали, как назвать? Форум, фестиваль, перебирали много разных форматов и выбрали именно этот, потому что он подходит как раз для этого действа, которое называется арт-симпозиум «Peroom». Он многогранен, здесь творческая составляющая, основная, создание скульптур из камня, затем это обмен опытом, мастер-классы, это участие зрителей в создании скульптур, интерактивность. Несколько граней как раз и определили такое, может быть, громкое название, арт-симпозиум.

 

- Главная история, связанная с этим симпозиумом, это создание уличных скульптур

 

Ильдар Маматов: Да, да. Назовем так, это уже монументальные скульптуры. Потому что изначально у нас стояла задача создать объекты культуры, которые не меньше человеческого роста, достаточно большие. Сделать такие скульптуры, которые могли бы организовать пространство, которое, вроде бы, и так хорошо. Это пространство курорта «Демидково», сосны, прекрасный берег на берегу Камского  моря. Конечно стояла большая ответственность перед авторами, перед скульпторами, как сделать еще лучше то, что уже сделано природой.

 

- Ольга Георгиевна, я так понимаю, что вы отвечали за художественную составляющую. Скульпторы представляли свои эскизы или им было дано какое-то задание? Какие-то работы принимались, какие-то не принимались?

 

Ольга Клименская: Вообще, эта идея была, тема сказок Бажова, как раз от Ильдара исходила

 

- Ильдар Маматов: Мы Ольгу пригласили уже описать в словах то, что создано людьми творческими, скульпторами, она уже в нашу команду влилась на заключительном этапе.

 

- То есть, вы должны были проанализировать?

 

Ильдар Маматов: Да, с точки зрения искусствоведения, искусства, культуры

 

Ольга Клименская: Да, да, смыслов.

 

- И как, результат вас порадовало, нет? Что вы увидели? И самое главное, случилось ли то, что удалось делать самое главное, чтобы стало еще лучше.

 

Ильдар Маматов: Еще краше

 

- Да, чтобы эти скульптуры не казались уже излишествами, чтобы эти скульптуры были интересными

 

Ольга Клименская: Надо сказать, что сама идея эта была не только прогрессивная, она была очень смелая. То, что задумал санаторий «Демидково» и в частности, Ильдар Маматов. Эта идея создания из уральского камня известняка скульптур на темы сказок Бажова. И сам материал, и сама тема, заданная скульпторам, эта тема, которая продвигает наш регион. Причем, продвигает именно средствами искусства. С точки зрения смыслов, с моей точки зрения это мощная идея, мощный проект. Что касается того, что получилось, я должна сказать, что работали 9 скульпторов, это пермская команда, которую возглавляла Наталья Белобородова, и Андрей Катаев. В группу выходили студенты помимо опытных скульпторов, мною названых, и еще один опытный скульптор, который работал в разных материалах это Константин Сиряченко. В целом получается, что для кого-то это была работа с новым для него материалом. Потому что камень размером около 2 м…

 

Ильдар Маматов: И весом до 15 т

 

Ольга Клименская: Да, даже больше, Наталья говорила, цельный камень до 30 т. И работа с таким материалом дает колоссальный опыт, опыт работы с таким любимым у всех скульпторов материалом, как камень. Это отсекание всего лишнего, когда остается именно произведение искусства. Поэтому для кого-то это была работа с этим материалом уточняющая, развивающая их представление о камне, потому что камень живой, он каждый раз ведет себя по-разному. И каждый кусок камня ведет себя по-разному. Для кого-то это была учеба, потому что они работали все вместе. И я хочу напомнить, что слово симпозиум, одно из значений это пир или пиршество. А второе значение, это совещание по очень серьезным вопросам. В данном случае было и то и другое. Поскольку совещание было творческое, друг с другом общались скульпторы, оценивали работы друг друга

 

Ильдар Маматов: Перенимали опыт, подсказывали

 

- То есть, это не та ситуация, когда например, конкурс скульптур, каждая команда работает, друг на друга не смотрят, или подглядывают тихонько. Мы так не сделаем

 

Ильдар Маматов: Мы от этого ушли. Задача стояла еще более глубокая. Объединить и сделать так, чтобы в Перми начала работать вот эта школа скульпторов, когда создается команда, костяк. И надежда у нас на будущее, что это ядро начнет притягивать к себе других людей, и создалась бы пермская школа, как некогда была Строгановская школа, например. Много в России было таких примеров, когда в одном месте собиралось много талантливых людей, они обменивались опытом, иногда критиковали друг друга, это же всегда на пользу

 

Ольга Клименская: Ну, да. Это процесс

 

Ильдар Маматов: Изменяли вокруг себя ауру некую

 

Ольга Клименская: И культурную ситуацию это продвигает все-таки. Это желание продвинуть Пермский край за счет искусства, мы знаем, что за счет каких-то культурных проектов это дело было начато, и не всегда с учетом каких-то пермских культурных традиций, что было, конечно, очень жаль. А в данном случае мы имеем дело  с продвижением осмысленным с точки зрения не местечковой, а местной ситуации. Как я уже сказала, местные авторы, материал и разные поколения скульпторов. Это такой творческий процесс. А что касается того, насколько это преобразило территорию санатория, безусловно, скульптура всегда вокруг себя организует очень мощное пространство. Более или менее пространное по расстоянию. И в данном случае специально избирались места, подводилась база под скульптуры. Потому что вес был значительный

 

- То есть, здесь и выбор места был, что здесь такая должна быть, а здесь другая?

 

Ольга Клименская: Конечно

 

Ильдар Маматов: Несколько раз в течение месяца собирались группой, это были и искусствоведы и скульпторы, дизайнеры, технические специалисты, крановщики и грузчики, и в таком коллективе мы находили решение.

 

- А эскизы создавали уже сами авторы или им предлагалось? Героев подбирали как?

 

Ильдар Маматов: История была не совсем простая. Потому что изначально были предложения пойти в ногу с «Белыми ночами», с фестивалем, скандинавские мотивы. Раздавались голоса, что сказы Бажова это не наше пермское, это Екатеринбург, да уже это все забито. Здесь мне пришлось и копья ломать. Мы это все обсуждали, но я считаю, что для Перми, для Пермского края, как части Урала, и все-таки Екатеринбург некогда был частью Пермской губернии. Что значит Бажов – Екатеринбург?  Кто он как автор? Он пермяк или екатеринбуржец? Таких примеров много. Горький Максим Алексеевич. Что он из себя представляет

 

- С другой стороны, то, что лежит, казалось бы, на поверхности, почему-то мы этого  и не видим. Или стесняемся, это уж слишком понятно, это слишком про нас

 

Ольга Клименская: Или, кажется, что это слишком известно, это много раз воспроизводилось в книжных иллюстрациях разных авторов, в том числе наших пермский, Олег Дмитриевич Коровин был одним из авторов иллюстраций к «Малахитовой шкатулке». Но то, что здесь решается задача монументальными средствами, это совсем другое по смыслу даже явление, можно сказать, потому что здесь, в скульптурах из камня используется только цвет и фактура самого камня. Здесь не окрашивается ни в коем случае. Здесь выразительность за счет самой формы, формы выбирают скульпторы, которая по ходу работы, надо сказать, она корректировалась. Как говорят скульпторы, камень ведет за собой. Он диктует, что возможно и что невозможно, что в проекты были одни варианты, были эскизы, они утверждались советом. В результате очень многие поменяли композицию, в каких-то деталях, в зависимости от того, что позволил создать камень.

 

Ильдар Маматов: Говоря об эскизах, пройдя с несколькими людьми, послушав их оценку, это обыкновенные зрители, не искусствоведы, не скульпторы. Они видели до этого эскизы. И они говорят, о, оказывается «Серебряное копытце» Константина Сиряченко, оно выглядит в камне гораздо изящнее, объемнее, чем было в эскизах.

 

- А какие герои, кстати? Серебряное копытце…

 

Ольга Клименская: Хозяйка медной горы, Данила мастер, который как раз делал каменный цветок. Отдельно есть скульптура, называемая «Каменный цветок», что тоже интересно, потому что это не то, что в сказе.

 

- Не то, к чему мы привыкли

 

Ильдар Маматов: Огневушка-поскакушка

 

Ольга Клименская: Ермаковы лебеди

 

Ильдар Маматов: Ии здесь очень гармонично вписался наш образ, который мы предложили от «Демидково» это персонаж фольклорный, Демидыч. В 1970 году в этнографической экспедиции была записана легенда, что Ермак, уходя из наших мест, оставил клад серебряный, и оставил охранять этот клад кузнеца не дюжей силы Демидыча. Мы эту легенду подняли из-под спуда веков, лет. И сейчас он стоит у главного входа в «Демидково» приветствует всех, очень такой интересный персонаж, который в 8 скульптур вписался, героев, которых предложил Бажов Павел Петрович.

 

- Мой следующий вопрос связан с местоположением Парка легенд Урала в том числе. Я с одной стороны,  сначала, когда услышала об этом, расстроилась, так далеко от Перми, там, в «Демидково», что-то открывается. А у нас здесь, в центре Перми пустырь стоит огороженный непонятно чем, что там внутри находится. В центре города с другой стороны, по ходу нашего разговора, я уже подумала, что в «Демидково» проходят симпозиумы научные, туда приезжает огромное количество людей из другой городов, из других стран в том числе. Людей с образованием, с чувством вкуса, и они через проживание в этом санатории, приезжая туда на круглые столы и встречи, они будут видеть это, они будут знакомиться с нашей культурой. Бажов, сказки, когда ты видел. И, конечно, оценивать качество работы скульпторов. Есть ли возможность такой проект продолжить в нашем городе. На мой взгляд, это должно вызвать восторг у властей, они должны схватиться. И, тем более, что это классический вариант тепло будет принят жителями, мы же любим все такое нам понятное, классическое,

 

Ольга Клименская: Наше уральское.

 

Ильдар Маматов: Я бы хотел сначала отметить на вопрос, почему парк разместили именно в «Демидково». Иногда складывается такое ощущение, что Бажов писал свои сказы именно здесь, именно в этих местах. И он проникся так народным духом, увидел величие и хладнокровие природы суровой этих мест, и для нас играло огромную роль история этих мест. Здесь раньше проживали финно-угры. Потом эта земля стала владением Строгоновых, которые передали затем выходцам из Ирана армянскому роду Лазаревых. Эти места помнят уральскую историю, они сохранили для нас, современных людей. Мы знаем, что полазненская земля богата нефтью, а демидовские земли, там, где сейчас курорт, минеральными водами, там 3 источника. Получается, что земля не только до их пор нас кормит, но и питает энергией. Про это и писал Бажов, создавая свои удивительные сказы,  и я с благодарностью вспоминаю весь этот период работы. Сотрудничество с Еленой Владимировной Грпинько, генеральным директором санатория «Демидково», которая сразу же откликнулась на эту идею. Ну, это не является идеей, фестивалей подобных очень много, из разных материалов, в том числе и в Перми. После того, что мы сделали, интерес есть. И пермяки, и власти, я думаю, заинтересуются и поддержат. Но я все-таки пошел несколько иным путем, не из центра, а обсудил с главами Осинского района, Бардымского района, Коми-пермяцкого округа, о том, что следующий арт-симпозиум будет посвящен теме эпоса. Русского башкирского, татарского, коми-пермяцкого, удмуртского. И сейчас уже ведутся переговоры о следующем симпозиуме. Александр Васильевич Черных, ученый, этнограф, консультирует нас уже в этих вопросах. Я думаю, что следующий год тоже будет интересным на эти события

 

- Вы глобальнее мыслите, глубже мыслите, чем у меня первая реакция была, почему не в Перми. Ольга Георгиевна, есть у нас возможность появления в парках города, в центре города такого?

Ольга Клименская: На мой взгляд, все зависит все равно от властей. Может быть, властям нашим станет обидно, что есть везде, кроме Перми, что есть в Бардымском районе, в Осинском, в «Демидково». Может быть, тогда и возникнет этот проект именно в Перми как городской проект. Потому что возможностей для постановки скульптур очень много

 

Ильдар Маматов: У нас почему-то у многих бытует мнение, что надо власть. Я обхожу стороной, как правило, эти инициативы, связанные с геокультурным брэндингом. Потому что власть либо одобряет, либо не одобряет. Здесь ждать что-то такого мощного, мощной поддержки, финансовой, моральной, не приходится, потому что у власти много задач и других, насущных, ежедневных.

 

- Хорошо, а если обратиться к каким-то бизнес-структурам, которые бы и сделали подарок любимому городу?

 

Ильдар Маматов: Я как раз об этом и хочу сказать. С кем я в первую очередь общался, как раз с представителями бизнеса. Потому что Парк легенд Урала, о котором мы сейчас говорим, который создан на территории «Демидково» это совершенно новый формат изучения истории края. Здесь заинтересованы должны быть и образование, потому что это своеобразная форма изучения истории. Откликнулись на наше предложение с большим энтузиазмом, я очень благодарен, это и «Лукойл-Пермь», и ПФПГ. Есть люди, которые неравнодушны к истории и к тому, что нас окружает. Они говорят, да, нефть это хорошо. Но вышки, капли, это, конечно, тоже хорошо, но есть еще жизнь кроме нефти

 

- Я так понимаю, что попасть на презентацию может любой?

 

Ильдар Маматов: Любой житель России. Об этом мы широко оповещаем в интернете. В субботу, в 30 августе в 12 часов начнется торжественное мероприятие, закрытие арт-симпозиума, и открытие Парка легенд Урала. Мы всех приглашаем. Будем рады видеть в «Демидково»

 

- Приглашайте побольше людей, которые могут что-то решить с территорией нашего города, с красотой нашего города.

 


Обсуждение
2708
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.