Верхний баннер
13:46 | ЧЕТВЕРГ | 28 МАРТА 2024

$ 92.59 € 100.27

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

17:28, 04 февраля 2015
Автор: Роман Попов

"Я органически не переношу выражение "подготовка к ЕГЭ", - Зинаида Белых, директор лицея №2

Темы: Современное образование, подготовка к поступлению в вуз, воспитание, новые методики в образовании.

Гость: Зинаида Белых, директор лицея №2. 

Программа: "Биография"

Дата выхода: 25 января 2015 года

Ведущий: Роман Попов

- Я общался с выпускниками вашего лицея. Спрашивал что в лицее особенного и что они могут рассказать про директора. Все отмечали, что в лицее уникальный образовательный уровень. По поводу того, что они могли сказать о директоре... у меня к вам вопрос: а вы знаете как вас в лицее называют?

- Нет (смеется).

- Для меня это было удивительно. Один раз я услышал "Зинаида Дмитриевна". Во всех остальных случаях говорили либо Мама-Зина, либо просто Зина.

- "ЗД".

- Да-да. Я был очень удивлен. Это же высочайшая честь - удостоиться подобного прозвища от очень придирчивой аудитории. Любят вас в лицее. И выпускники любят. Радостно?

- Да, конечно. Несмотря на свой большой стаж, я до сих пор на работу иду с удовольствием. Я вообще могу уже уйти на заслуженный отдых, но мне нравится работать, я обожаю свой лицей и на работу каждый день иду с удовольствием. Я целый день общаюсь с ребятами, подпитываюсь их энергией и не чувствую своих лет.

- Лицей №2 - это же далеко не вся биография. Даже не половина. Как вы на образовательную стезю пошли? Вы с детства знали?

- Да нет. Так получилось. Когда я заканчивала школу, наука химия была одной из самых популярных в стране. Висели лозунги "Коммунизм - это не только электрификация всей страны, но и химизация народного хозяйства". У нас в школе был прекрасный преподаватель химии. Многие после школы поступали в университет на химический факультет. И я решила быть химиком. После окончания университета меня оставили в аспирантуру, я получила диплом с отличием. Аспиранты обычно преподают. После окончания аспирантуры меня оставили преподавателем. Я прошла все ступени - до декана. Мне было очень интересно. Может быть, у меня были какие-то преподавательские жилки. Вот так, вся жизнь у меня оказалась связана с преподаванием. 4 года я была и деканом, и директором и вот уже 20 лет я директор лицея.

- Вы работаете в университете. Это почетная, благодарная работа. Вы преподаватель, декан, очень уважаемый человек. И при этом перейти на ступень ниже по образовательной лестнице - это попасть в совсем другую социальную страту. Учитель в 90-е годы  - это значит: "Заработать не смог, на рынке себя не нашел, бизнесом заняться не получилось". Ситуация изменилась совсем недавно. Вы возглавили лицей в 94-м году, в ситуации, когда "учитель" значило - неудачник. А вы пошли, выбрали самостоятельно.

- Я бы не сказала, что совсем самостоятельно. Лицей организовывал классический университет. И до сих пор мы считаем себя при классическом университете, хотя юридически мы самостоятельны. Лицей перебирался из-за Камы в центр города и у руководства возникло желание, чтобы во главе стоял человек из университета. В те годы у меня ушел из жизни муж. Многие в руководстве университете считали, что во главу лицея надо поставить меня, чтобы загрузить работой выше макушки, чтобы я не так сильно чувствовала трагедию. Разговоров со мной почти не было. Меня пригласили в Городской отдел народного образования, туда, как будто бы случайно, пришел Владимир Ильич Костицын - проректор в то время и я не вышла из стен отдела, пока не написала заявление. Когда В.В. Маланин представлял меня коллективу лицея, он представил меня как человека университета. И я чувствовала себя человеком университета. Зато сейчас я говорю, что я  - человек лицея. Наверное, я единственная, кто из высшей школы перешел на такую должность. Сейчас я директор, но со званием заслуженного работника высшей школы РФ. 

- Но вы еще директор года, отличник народного просвещения, почетный гражданин города.

- Самое главное, что когда меня представляют на первом звонке  в лицее, перечисляют все это, ребятам больше всего нравится не "кандидат наук", не "доцент", не то, что вы перечислили, а то, что я мастер спорта (смеется).

- Мастер спорта по баскетболу.

- Это ребятам нравится и мне до сих пор нравится.

- Мы перед эфиром говорили, что Зинаида Дмитриевна у нас не просто преподаватель, директор, но еще и баскетбольный судья на финалах школьных турниров.

- Да, сужу финалы. Недавно играли наши выпускники и я судила. Мне это нравится, мен это интересно. Ребята подпитывают меня энергией. Вчера у нас был праздник "Ночь в лицее". Это мы так называем. Это с 16:30 до 20:00. Праздник стал традиционным. Кабинеты оформлены по мотивам разных стран. В кабинетах общаются, танцуют национальные танцы. Я ходила по кабинетам, испытывала истинное наслаждение. Атмосферу словами не передать. Надо просто прийти и жить в этом коллективе.

- Как удалось создать такой коллектив? Ведь прошло двадцать лет, уже можно говорить о коллективе, не один поток педсостава сменился.

- Вот тут я вам возражу. Кода лицей образовывался, в преподавательский состав пришло очень много людей по рекомендации университета. Я курировала химический профиль и даже порекомендовала двух своих бывших студенток. Когда я туда пришла, можно поставить мне это в плюс, я не поменяла состав. Я не поменяла своих замов. Почти все, кто был тогда, так со мной и работают все 20 лет. Конечно, жизнь вносит свои коррективы, кто-то уходит, кто-то меняется. Сейчас мы нацелены на омоложение коллектива. Это не всегда просто. Но костяк единомышленников у нас остался. Когда меня спрашивают про заповеди, я признаю лидерство, но успех будет только тогда, когда есть команда. У нас есть команда.

- Вы тренер в этой лицейской команде или, скорее, игрок?

- Скорее, тренер. У меня достаточный опыт. Руководитель должен быть стратегом. Я, конечно, выслушиваю всех и достаточно либеральна, но в некоторых случаях могу быть жесткой. Без этого просто нельзя.

- Модель тренер - команда бывает разная. Есть тренер, который проводит десятки тренировок и выводит команду на игру. Есть тренер, который со стопкой листов изучает тактику, стратегию, работу других команд и собирает тот состав, который оптимально, четко выполнит задачу. Вы своих натаскиваете или стараетесь скорее поставить в нужное место?

- Так сложилось, что они уже стоят на своих местах. Когда мы переехали на Самаркандскую, к нам пришел новый заместитель - Татьяна Ивановна Соболева. Она так влилась в коллектив, что сразу оказалась на своем месте. Повторяю, я очень благодарна своему коллективу за то, что большинство думают так же, как и я. Каждый отвечает за свой участок, досконально знает работу.

В этом году у нас юбилей - 25 лет лицею. Это рубеж. Мы выпустили 5000 выпускников. Это большая армия. Я думаю, что мы дали Пермскому краю хорошее пополнение.

- Зачем люди идут в ваш лицей?

- В лицей идут те, кто уже видит свой жизненный пусть. Наше кредо: в лицей поступают ребята, которые имеют какую-то первоначальную мотивацию. Профильное обучение на старшей ступени - это то, что нужно. Я очень поддерживаю концепцию профильного обучения, хотя, в последние годы мы принимаем ребят, которые еще не определились, но они в 10-м классе определяются и получают возможность в 11-м изучать профильные предметы. Ребятам интересно, потому что предпрофильное образование тоже очень важно. Не все, например, любят химию и чтобы подготовить себя, чтобы поступить на желаемую специальность, мы даем хорошую подготовку.

- Ох уж это натаскивание на ЕГЭ...

- Никогда не любила это натаскивание. Когда я вижу объявление о том, что открываются курсы по подготовке к ЕГЭ, все во мне кипит. Мы готовим не к ЕГЭ, мы готовим к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Сейчас у нее такая форма. И как можно за два месяца подготовить к ЕГЭ? Приведу вам простой пример: я химик по образованию и проверяю часть "С" столько лет, сколько оно существует. Как можно натаскать человека на цепочку превращений химических соединений? Этих цепочек можно написать миллион. Но если ребенок в течение двух последних лет изучил все нормально, он напишет любую цепочку. Какое может быть натаскивание? Я органически не переношу выражение "подготовка в ЕГЭ". Родители просто не понимают. Если у нас ребенок учится на четыре, он прекрасно напишет итоговую работу. Я готова это любому доказать.

- "Школа должна учить, делать из ученика человека, а они занимаются только тем, что готовят ребенка к ЕГЭ".

- Нет. У нас есть одно ноу-хау  - мы имеем право и мы выдаем сертификат выпускника лицея. А сертификат имеет право получить только тот, кто докажет, что он рос во время учебы. Не обязательно быть отличником. У нас может быть золотой сертификат, серебряный, был даже платиновый. Ребенок все время стремится к знаниям, он не принимает негативные стороны жизни, он становится функционально грамотным человеком, очень хорошо адаптируется в обществе и становится хорошим специалистом. Когда мы два года назад выпускали детей с сертификатами, родители спрашивали что это такое. Знаете, сейчас медаль, она тоже практически не имеет небольшое значение. Но если я имею золотую медаль за окончание школы, это мое моральное удовлетворение, это дает мне право воспитывать своих детей. И тот же сертификат лицея, у нас он ламинирован, красиво оформлен. На выпускном вечере мы в первую очередь даем эти сертификаты.

- "Ну им конечно хорошо говорить. Элитное образовательное учреждение. Такая селекция, такой отбор! Вот вы с обычными детьми попробуйте."

- А вы знаете, к сожалению, у нашего коллектива очень большие претензии к школе. Приходят дети совсем не те. Дети приходят, которые многое не знают. Русский язык поголовно не знают. Очень плохие знания у выпускников основной школы. Я сама диагностику знаний по химии провожу. Если ребенок пишет, что хочет в химический класс, но при этом не знает символов периодической системы... Мы ведь сразу начинаем учить на углубленном уровне.

- Мы с вами так всю программу проговорим о лицее. Давайте немного отвлечемся, кардинально развернемся и поговорим, например, о баскетболе. Баскетбол имеет большое значение в жизни Зинаиды Дмитриевны Белых. Вы одна из первых мастеров спорта по баскетболу в нашем городе. Давайте чуть подробнее.

- Мои физические данные позволили мне заниматься баскетболом и когда я в конце восьмого класса приехала сюда с родителями из Саратова и попала в 9 школу, эта школа вся болела баскетболом, тренировались на "Динамо". Меня вовлекли в это и так получилось, что я все это время занималась баскетболом. Баскетбол тогда в городе был очень популярен. Я помню, было первенство города среди девушек и зал ломился от болельщиков. Нас узнавали, говорили - "вон идет "девятка" динамовской команды". Я люблю этот вид спорта. Баскетбол сделал меня командным человеком. Баскетбол - это прыгучесть, настырность, моментальное принятие решений. Это великолепный вид спорта. Я всю жизнь люблю, любила и буду любить баскетбол. Добиться успеха в баскетболе можно только тогда, когда есть командный дух.

У себя в лицее я очень хорошо отношусь к спорту, стараюсь, чтобы он развивался и у нас есть успехи в гимнастике, волейболе, баскетболе. На баскетбол хожу и даже сужу.

- А нет ощущения, что сейчас у современных подростков спорта меньше, чем было в ваше время?

- Может быть. Об этом много говорилось. Сейчас очень много платных секций. Многие ребята занимаются. Наверное, все-таки, дети меньше занимаются спортом. Я думаю, что олимпиада в Сочи даст какой-то толчок. Мне было очень приятно, когда я несла факел на каком-то этапе.

- В лицее как вы выстраиваете в лицее взаимоотношения детей и спорта? Есть ли у вас секции внутри учебного заведения?

- Конечно! баскетбол, волейбол, общая физическая подготовка. Это все есть и все бесплатно.

- А расхожая легенда о том, что молодой человек поступает в учебное заведение потому что он спортсмен, а заканчивает не умея даже...

- Нет, у нас этого конечно нет. У нас прекрасная спортивная площадка с покрытием. Я занималась спортом и знаю, что спорт учит организованности. И вот я обучаясь в университете знала, что нашим преподавателям, профессуре все равно, хоть ты чемпион мира. Я училась очень прилично, сдавала все досрочно. Меня отпускали на спортивные сборы потому что никаких претензий ко мне не было.

- Уважительных причин халатно относиться к учебе вы не приемлете?

- Не приемлю.

- Даже если это увлечение одним каким-то предметом - научная конференция - никак? Когда ученик напирает на один предмет, запуская другие.

- Такого практически нет. У нас есть профильные классы, сейчас идет краевой тур олимпиады школьников, у нас ребята участвуют. Если сегодня идет тур, мы освобождаем его от занятий, но это не значит, что он не должен знать материал.

- Школьник нынче не тот пошел, родители не те, новое поколение пошло вразнос...

- Я не отношусь к тем, кто сидит и брюзжит о том, что вода была мокрее. Каждое поколение хорошо по-своему. Я всегда говорю, и на педсовете, что нам работать с теми детьми, которые есть. Лучше или других не будет.

- Что было такого хорошего в вашем поколении, что вы взяли бы и прямо прививками всем расставили?

- Может быть, было больше чувства ответственности. Я не отношусь к тем, кто предлагает до основания все разрушить и построить заново. Было хорошее и в советской системе. Я была комсомольским лидером, была секретарем факультетского бюро комсомола. Все хорошее - и коллегиальность, и ответственность, патриотизм - это было хорошо в советское время и этого не хватает нашим ребятам.

- А что было плохого, такого, что было не нужно?

- А я не знаю. Культ личности и прочее - это было настолько высоко. Мы пели "Не расстанусь с комсомолом, буду вечно молодым". Если у нас было дежурство дружинников, мы шли и вместе дежурили. Нет ничего такого, о чем можно было бы сказать как о неприемлемом. Были бытовые трудности, но они не вспоминаются.

- Для меня лицей - это учебное заведение, которое ассоциируется с духом свободолюбия, бунтарства. Есть такое?

- Да ради бога. Мне очень нравится, когда у нас проводятся парламентские уроки и приходит кто-то из Заскобрания, дети задают очень много вопросов. Они не всегда приятные. И кода у нас идут семинары по истории, обществознанию, ребята не боятся выступать и высказывать свое мнение. Это прекрасно.

- Вы свое мнение приветствуете? Стараетесь это развить?

- Да. Мы можем потом дискутировать и говорить правильное оно или нет - это уже наша задача. Сейчас начинается очень трудное время, мы не всегда согласны с тем, что делает наше руководство, но жизнь есть жизнь.

- Если взять проблемы среднего образования, то, во-первых, мы увидим, что во многих учебных заведениях явно не приветствуется свобода мысли и наличие собственного мнения. Вы явно не из таких. Есть учебные заведения, в которых ест конфликты между учителями и родителями по поводу методов воспитания и обучения. У вас такого нет?

- Конечно, с отдельными родителями бывают проблемы, но скорее в том плане, что родители очень много работают, как они  считают, и мало времени уделяют детям. Что касается учебы, то если ребята и родители выбрали именно наше учебное заведение, они должны ознакомиться с тем, как и чему мы учим.

- У нас до сих пор есть мнение об учителях как о наиболее костной, консервативной прослойке.

- Нет. Определенной степени консерватизм есть. Все самое лучшее, незыблемое должно храниться. Но учителя тоже меняются, поколения меняются. Мы не ретрограды. Мне комфортно, потому что я спокойно воспринимаю новшества.

- В современном школьном образовании проблем хватает? Могли бы вы выделить пару-тройку ключевых, которые надо решать уже сейчас.

- Сейчас меняются стандарты образования. В начальной школе они уже введены. Но, чтобы переходить на новые стандарты и метапредметность, необходимо иметь определенный уровень профессионализма учителей. Все равно нужно менять квалификацию. Это делается. Не хочу затрагивать вопрос финансирования, это больная темя. Я только что была на российской конференции по химическому образованию, общалась с коллегами из Москвы. Я не могу ведь говорить о том, что у них подушевое финансирование в четыре раза выше, чем у нас. Это же определяющий фактор. Если будет нормальное финансирование, мы можем многое сделать. Сейчас зарплата повышается, но не за 18 часво ставки. Учителя имеют очень большую нагрузку, чтобы достойно зарабатывать. Это работа на износ.

- Вы пришли в лицей в то время, когда молодежь в образование почти не шла. Если уж не удавалось устроиться на высокооплачиваемую работу, тогда шли в школу. Молодой учитель в школе воспринимался как неудачник. Сейчас что-то изменилось?

- Конечно, изменилось. Во все времена были люди, которые хотят работать в образование. Еть мнение, что учитель - это не профессия, это судьба. У нас есть преподаватель серьезного возраста, есть молодые. Есть у меня пять человек молодых. Учитель - это самая важная профессия. Можно загубить деталь, но загубить судьбу ребенка - это нельзя.

- Давайте о семье.

- Все идет из семьи. В семье все закладывается. У меня была простая нормальная советская семья, мы много работали, растили детей. У меня был великолепный муж, таких мужчин, на мой взгляд, больше не бывает. Ребята росли в хорошей атмосфере. Все праздники проводили с детьми, катались вместе на лыжах. Муж обожал детей и все свободное время проводил с ними. Он был главным металлургом на Авиадвигателе. Его рано не стало. Дети выросли достойными людьми, это самое главное для матери. Дети и пятеро внуков, которые у меня есть - это мое счастье.

- Вы строгая бабушка?

- Скорее строгая. Тем более, что мальчики моего младшего, близнецы, у нас учатся и если что не так, мне звонят и я по телефону начинаю их воспитывать. Но я из тех бабушек, которые не постоянно водятся с внуками.

- Есть две категории бабушек: "я хочу к бабушке" и "я не хочу к бабушке".

- Мои внуки с удовольствием ко мне идут. И потом, у меня есть традиция - 31 декабря каждый год мы собираемся у детей. Нас 10 человек и мы все собираемся.

- Мне кажется, вы честно можете сказать, что все запланированное удалось.

- Я не могу сказать, что я что-то планировала. Дети выбирали свой путь сами и я им не мешала. Никаких дорожек перед ними расстелено не было и всего они добивались сами. Я довольна тем, чего они добились. Но, вы сами понимаете, что чем выше должность, тем больше людей смотрят на них, тем заметнее промахи. Иногда могут сказать то, чего вообще не было. А СМИ могут сказать все, что угодно.

- Следите за СМИ?

- Да.

- А зачем?

- Мне важно знать, что пишут о моих детях. Вся моя жизнь на виду прошла. Сейчас - тем более. Если я что-нибудь сделаю не так, это же аукнется на моих детях.

- У вас такое прикрытие...

- Какое прикрытие? Нет. Все строго наоборот, я должна за собой следить.

- За судьбы родины переживаете?

- Переживаю. Слежу за новостями. Очень тревожно из-за положения с Украиной. Все мы можем перенести, лишь бы не было войны.

- Ваше отношение к политике государства, к региональной политике сформировалось или стараетесь от этого дистанцироваться?

- Дистанцироваться полностью не удается. Я думаю, что, все-таки, здравомыслящие люди у нас преобладают и все будет хорошо.

- Все будет хорошо как быстро?

- Ну, этого никто не скажет. Я понимаю, что быстро все не будет.

- Если говорить об отношении властей к вам, насколько часто вспоминают, звонят, приходят?

- Поскольку мои дети достаточно известные люди, я знаю очень много людей - депутатов Заксобрания, руководителей региона... Хорошее отношение, нормальное. Но я считаю, что это и моя заслуга. Но никогда я ни перед кем не прогибалась и прогибаться не буду.

- А если бы предложили сейчас пойти в политику?

- Ну это уже не в моем возрасте. В этом я уже не игрок. Я считаю, что каждый хорош на своем месте. Все меняется. Вы знаете, что у меня младший сын много занимался политикой, но потом ушел работать на должность, которая, я считаю, приносит больше реальной пользы для Кировской области.

- Давайте о ваших планах на будущее.

- Я надеюсь, что я свою трудовую деятельность буду заканчивать именно на этом месте. Не так долго я еще собираюсь работать, но в ближайшем будущем, думаю, буду.

- Что ждет лицей в ближайшем будущем? Будут ли какие-то перемены?

- Будут введены в старшей школе стандарты нового состава. Я думаю, что мы на правильном пути, мы будем совершенствоваться. Я считаю, что наша модель хорошая, она состоялась и за 25 лет существования это доказала. Будем работать.

- А опытом делиться?

- Мы постоянно делимся. Мы собираемся в новых образовательных центрах, которые создал Чиркунов, делимся опытом, проводим конференции, мастер-классы. Центр инновационного опыта на нашей базе существует. Мы открыты. Сейчас мы готовимся к юбилею, будем проводить форум "Четверть века на передовых позициях российского образования", будем проводить научные чтения, куда пригласим всех, кто заинтересован в светлом будущем нашего образования.

 


Обсуждение
24926
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.