Верхний баннер
16:20 | | 05 МАЯ 2024

$ 91.69 € 98.56

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Дневной разворот

12.12.2014 | 14:08
«Наверное, те, кто писал губернатору доклад, считают, что нечем хвастаться», - Юлия Баталина

Ведущий: Нина Соловей

Гость: Юлия Баталина, редактор отдела культуры издательского дома "Компаньон"

- Сегодня состоялся доклад нашего губернатора Виктора Басаргина Заксобранию. Мы поговорим о части этого послания касаемо культуры, а также попробуем подвести итоги уходящего года. Вам кажется логичным то, что в самом тексте послания культуре отведено место на предпоследней странице и только после того, как было доложено обо всех других сферах?

«Наверное, те, кто писал губернатору доклад, считают, что нечем хвастаться», - Юлия Баталина
«Наверное, те, кто писал губернатору доклад, считают, что нечем хвастаться», - Юлия Баталина
- Это очень традиционно. Не думаю, что тут надо искать скрытый смысл. Хочу напомнить забавный инцидент, когда-то во время доклада Чиркунова о культуре не было сказано ни слова. Потом в соцсетях он писал, что ничего не сказал о культуре умышленно, а потом началась «культурная революция». А здесь все было традиционно, все как принято. Революции ждать не приходится.

- Текст тоже довольно традиционный:

"Считаю, в первую очередь нам необходимо пропагандировать нашу культуру, наши корни. Пасхальный фестиваль под руководством Валерия Гергиева, выступление Дмитрия Хворостовского, тысячный хор на Дне славянской письменности и культуры  подтвердили: люди тянутся к качественным образцам искусства. Доступ к ним будет повышаться  вместе с укреплением материальной базы учреждений культуры на местах. Практически все готово к началу строительства здания Театра оперы и балета. Приняты все решения по новому дому нашей картинной галереи, уже проводятся тендерные процедуры.

Госпрограмма «Культура Пермского края» позволила в 4 раза увеличить поддержку территорий. В этом году уже введено 4 культурно-досуговых комплекса в селах. В ближайшие годы мы должны восстановить инфраструктуру учреждений культуры сельских районов и малых городов. Вместе с муниципальными властями Перми нам предстоит подумать о возвращении в краевое ведение тетра «У моста» «Балет Евгения Панфилова», ТЮЗа. Это откроет для театров новые возможности развития.

Цель органов власти края - создать условия для работы мастеров. В этом разногласий нет, а любые другие разногласия, как показал опыт в деятельности по организации работы музея Пермь-36 можно снять путем обсуждения, если уйти от конъюнктурных соображений. У нас за спиной годы потерь духовных ценностей и снижения воспитательного воздействия культуры как фактора формирования чувства патриотизма. Очень важно вернуться к традиционным для нашей страны нравственным ценностям. Мощный потенциал для этого движения и единения общества несет в себе 70-летие Великой Победы".

Вот, собственно и все, что сказано о культуре. У меня ощущение, что губернатор недостаточно хорошо проинформирован о том, что происходит в регионе.

- А я вижу руку Игоря Гладнева, который выводит эти слова. Все, что касается славянской письменности, Хворостовского, Гергиева - это все настолько гладневское, что кажется, что от Басаргина там вообще ничего нет.

- Вот я и говорю, что он не проинформирован, потому что все, что касается Гергиева, тысячного хора - это ведь все было спущено сверху. Мы не говорим, что это плохо, но это был конкретный приказ президента, чтобы развивать хоровое искусство.
Это все федеральные события. А наши-то где? Где пермские фестивали и проекты?

- Вот именно. Ни пермских фестивалей, ни пермских достижений, ни кучи «Золотых масок».

- "У нас готово все к строительству театра оперы». Все. Где творческая часть?

- Наверное, те, кто писал губернатору доклад, очень самокритично понимают, что их роль в творческих достижениях пермских театров очень незначительна. Нечем хвастаться.

- Читаю дальше: «Госпрограмма "Центры культуры Пермского края" позволила в четыре раза увеличить поддержку территорий.» А мы с вами знаем, что с программой «Центры культуры Пермского края» не все радужно.

- Меня не удивляет, что здесь не говорится про "Пермский край - территория культуры" и про 59 фестивалей 59 региона, у которой тоже не все в порядке. А вот про эту программу я впервые слышу. Понимаете, занимаясь культурой я впервые слышу про эту программу и про это финансирование. Может быть, эта программа такая суперская, что она заменит и "Пермский край - территория культуры" и 59 фестивалей, но мы о ней ничего не знаем. Это значит, что с информацией, с PR-ом у минкульта не все в порядке.

- При этом, мы же обсуждали создание специальной целевой программы "Культура Пермского края" и эта программа тоже как-то уже растаяла. Вы принимали участие в составлении ее концепции...

- С этой программой было очень сложно, потому что нужны настоящие концептуальные мыслители, а с ними у нас проблема. Поэтому программа осталась никакой. Она нужна была для того, чтобы определить финансирование. Составление таких программ - федеральное требование. Важнее практические шаги, которые делаются для поддержки культуры краевыми властями. Вот они меня волнуют гораздо больше, чем концепция.

- Что касается театров, которые перейдут в краевое ведомство. Человек не в курсе, что они там были и раньше?

- Давайте напомним предысторию. Вначале все театры были краевыми, за исключением одного - муниципального театра "У моста", который всегда был муниципальным. Им страшно гордился муниципалитет - у нас есть только один театр, зато уникальный и мы о нем страшно заботимся. Там были сложные взаимоотношения, скандалы между учредителями и безумным худруком. А потом некто Борис Мильграм, придя в министры, не посоветовавшись с худруками, не поставив их даже в известность, взял и три театра в муниципалитет добавил - это Куклы, ТЮЗ и Панфилов.

- Сказав, что им будет там лучше.

- Он сказал, что им будет не хуже, сказал, что передаем театры вместе с финансированием. После этого финансирование прекратилось. Во всяком случае, прямое - от учредителя. Как замечают эти театры, у всех краевых театров, в т.ч. у Кудымкарского, финансирование заложено в бюджете отдельной строкой. Тогда как театрам муниципальным выделяются деньги только на текущее содержания, а для того, чтобы получить финансирование постановок, они должны участвовать в грантовых конкурсах.

- И они в них участвуют, участвуют…

- Верно. В этом году ситуация изменилась. Из муниципального бюджета впервые выделили деньги на театральные постановки. Их было 6 млн. Это очень небольшая сумма для 4-х театрах. На будущий год пока речь идет о 5 млн, но предполагается, что будет еще пять. Это не грант, а прямое субсидирование от учредителя. Но муниципальные театры все равно не довольны, они хотят в край. Игорь Гладнев, который проталкивает эту идею, считает, что делает доброе дело. Он считает это своей миссией, а себя хорошим и добрым, потому что он это делает. Для него это важно. Я очень надеюсь, что театрам действительно это пойдет на пользу, хотя, муниципалитет мне немного жалко. Он именно сейчас начинает поворачиваться лицом к своим театрам. Хочу заметить, что в послании не упоминается Театр кукол. То ли забыли, что вполне может быть, то ли решили оставить его муниципальным. Если второе, то это хорошо. В таком случае, снова создастся ситуация, когда у муниципалитета один театр, но любимый и уникальный. В этом году сменился худрук. Был реальный конкурс. Это вам не "Белые ночи", никаких подстав. Сейчас впервые за 50 лет театру перестилают крышу.

- Они в этом году стали проводить семинары, курсы повышения квалификации для артистов и художников...

- У них стали проходить гастроли приезжих театров.

- Плюс «Карабаска» присоединился, «золотомасочник».

- «Карабаске», кстати, муниципалитет дал это помещение и они влились в коллектив. Работая уже в этом театре они получили номинацию на «маску».

- Вы полагаете, что если это возвращение случится, театры потеряют заветные 5 млн?

- Нет, переход в 15-м году точно не случится, а речь идет о финансах 15-го года. Если театры будут передаваться, то в 16-м году, а в 15-м переход будет обсуждаться.

- Ну и ни слова о балете Евгения Панфилова, которому собирались дать новое помещение.

- Не говорится, потому что это не в компетенции губернатора. Это муниципальное имущество. Когда зашла речь о его передаче, все возмущались тем, что губернатор лезет не в свое дело. А губернатор не лезет, он высказывает идею. Пока что никаких телодвижений в сторону передачи не происходит. Пока речь идет только о ремонте зала.

- Год назад с помпой открыли Кудымкарский театр, который толком не может работать...

- И не имеет права. У них запрет прокуратуры и никто его не снял. Если они начнут там работать, к чему их подталкивают, они нарушат закон.

- Что касается Художественной галереи, которую губернатор упорно называет "картинная", вы верите в то, что все действительно разрешится и будет хорошо?

- Верю. Мне хочется в это верить. Речь здесь идет не только о культуре, но и об интересах церкви. А наш губернатор такой консерватор в духе Бога, царя и отечества, что Бог тут на первом месте и церкви надо отдать собор, а галерею куда-то подвинуть. Совсем на улицу не выгонишь, поэтому, я думаю, все решится. Надо радоваться, что это не Речной вокзал.

- Какой вывод можно сделать из пяти абзацев послания. Их бы не было и ничего не изменилось бы? Как Чиркунов однажды не упомянул вообще культуру и ладно.

- Но он не упомянул ее с «фигой в кармане».

- Вы думаете, он сознательно ее не упомянул?

- Думаю, да. Он не упомянул культуру именно потому, что у него вынашивался грандиозный сюжет, но он еще не был готов. Рассказывать тогда о своих планах - это значило рассмешить дьявола. Говорить о чем-то другом не имело смысла.

- Не могу не упомянуть еще один музей. "Цель органов власти края, - говорит губернатор, - создать условия для работы мастеров. В этом разногласий нет, а любые другие разногласия, как показал опыт в деятельности по организации работы музея Пермь-36 можно снять путем обсуждения, если уйти от конъюнктурных соображений". По сути, он говорит, что дескать мы нашли общий язык, сейчас все хорошо и есть прекрасный музей "Пермь - 36".

- Я полностью подписываюсь под этим высказыванием. Если удастся решить все разногласия путем переговоров, это будет не просто очень важное событие, но и грандиозный прецедент мирового уровня, который должен войти во все учебники по переговорной деятельности. А Татьяна Марголина будет просто мировой звездой переговоров. Это выдающееся событие, потому что музей было решено прикрыть, уничтожить на разных уровнях и с разными причинами. Были шкурные причины некоторых чиновников, был идеологический страх других чиновников и та были причины мелкоконъюнктурные. Было множество интересантов, которые хотели прикрыть музей. Когда общество "Мемориал", уполномоченный по правам человека вели переговоры вплоть до администрации президента, они проявили истинную безупречность. Когда губернатор об этом говорит, мы говорим: Правильно, Виктор Федорович. Вы упоминаете очень важный и красивый прецедент. Теперь осталось дождаться, чтобы он стал реальностью, потому что пока соглашение между администрацией и АНО "Пермь-36" не подписано. Хорошо, что губернатор об этом говорит. Будем считать, что он считает, что это уже случилось.

- Это касается АНО "Перрмь-36" и тех проектов, которые мы в этом году потеряли. Мы окончательно, по сути, потеряли "Пилораму". Если в позапрошлом году я и мои коллеги надеялись, что это глупость исправится, то в этом году мы убедились, что ничего не будет. В этом году мы потеряли "Астафьевские чтения", которые тихонечко прикрыли. Вчера у вас была опубликована статься о музее Астафьева, который находится в Чусовом, который, честно говоря, тоже был не в лучшем виде. Я тоже имею некоторое отношение к Астафьевским чтениям. Неоднократно пыталась попасть в этот музей, посмотреть его. Но та новость про то, что, возможно, астафьевские чтения будут проходить и будут их проводить во Всеволодо-Вильве - это же анекдот.

- Настоящий анекдот! Что касается музея, то много раз, проезжая через Чусовой, я пыталась попасть внутрь и у меня это никогда не получалось. Ни разу, исключая тот раз, когда мы целенаправленно поехали с Андреем и Надеждой Агишевыми, которые заранее договаривались, чтобы их туда пустили.

- Мы с гостями приезжали и на фоне этого домика фотографировались.

- Точно, на фоне домика сфотографироваться - вот и весь музей. То, что его надо переделывать - это факт. То, что там нужны профессионалы и такие есть в краевом музее - это тоже факт. Завлитотделом музея, Наталья Леонидовна Нохрина - очень замечательный человек, с большим пиететом относится к наследию Астафьева. Я не думаю, что музею будет плохо. Может быть, это как-то задевает личные амбиции и какие-то планы Владимира Николаевича Маслянки, директора музея, но, в целом, для музея все будет только к лучшему. Что касается музея, мне кажется, это мелкая месть за то, что не удалось грохнуть "Пермь - 36". "Не получилось с музеем, так мы по-тихому сольем их проекты". У меня такое впечатление, что «астафьевские чтения» просто спишут на пастернаковские, просто приплюсуют.

- Но ведь это безграмотность.

- Это хитрость. Они как бы были, понимаете? Проходили малые астафьевские чтения во Всеволодо-Вильве.

- Это та же самая история с фестивалями Боякова, которые закрыли просто потому, что их проводил Бояков.

- Совершенно верно. Эти чтения закрывают не потому что нет  денег или они не любят Астафьева, а потому что эти чтения проводит Пермь-36, которая их победила. Пытается победить.

- У нас каждый год проводится конкурс «Человек года» по версии слушателей и по версии авторитетных людей. На ваш взгляд, кто может быть в номинации "Культура" человеком года  со знаком плюс. Появились ли какие-то новые персоны, новые проекты либо проекты, которые идут давно, но в этом году прошли победно. Что-то хорошее было в культуре в этом году?

- У нас очень много хорошего, а иначе и не может быть. Культура сама по себе хорошая вещь. Новый человек у нас - это Александр Янушкевич, но оценивать его пока рано. Он приехал, но пока неофициально. Официально он будет с 15-го года. Если говорить о тех, кто сделал для культуры больше всех, то в этом году это Татьяна Марголина, которая отстояла Пермь - 36, пермскую культурную институцию, рожденную в Пермском крае и делающую его уникальным. Если все пройдет нормально, Татьяна Марголина будет персоной №1 в культуре и даже не спорьте со мной. Пусть она и не деятель культуры.

- А что касается фестивалей? Как вы относитесь к тому, что "Белые ночи", возможно, не состоятся?

- Об этом еще никто не говорил. Их просто нет в городском бюджете. В 13-м году их тоже не было в бюджете, однако они прошли и очень даже прошли.

- Как вы оцениваете "Белые ночи  - 2013"?

- Я оцениваю их как менее успешные, в сравнении с прошлыми, но не считаю абсолютно провальными. Очень многие достойные люди из шкуры лезли, чтобы сделать хоть что-то на этом фестивале. Вы же помните, как все было, как за 10 дней до начала фестиваля сказали - а вот теперь стройте.

Там было на что посмотреть, какие-то интересные события.

- То есть, общая культурная составляющая Белых ночей скорее удовлетворительная?

- На мой взгляд - да. Я знаю, что многие со мной не согласны и побьют меня, как только я отсюда выйду, но я считаю, что все было не так безнадежно. Я считаю, что на будущий год будет хуже. Во-первых, из-за реального уменьшения финансирование. Мало того что в городской бюджет оно не заложено, но и в краевом какие-то крохи. Мало того, раздаются голоса о том, чтобы перенести его в экстрим-парк, сделать скромнее.

- Переезд Музея современного искусства на новое место. Как вам это переезд, как, на ваш взгляд, они осваивают эти три зала и выставки, которые там открылись?

- Очень хорошие выставки, очень правильный подход к помещению, которое очень сложное во всех отношениях. И мне кажется, музею очень повезло с руководством, которое, с одной стороны, достаточно грамотное, с другой - достаточно невздорное. Люди, которые искренне любят современное искусство, но не пытаются во что бы то ни стало плюнуть кому-нибудь в рожу и кого-то эпатировать. Это очень деликатное отношение к искусству и зрителям. Вы-то согласны?

- Я считаю, что они достойно приняли вызов. Осваивать не старое здание, как это у нас принято, не гаражи, не трамвайное депо, а офисное здание... Мне симпатичны те выставки, которые там есть. Какой-то ореол доброты там появился.

- Совершенно верно, появился. Такое милое молодежное тусовочное пространство. Все это очень здорово. И даже последняя выставка Павлюкевича, внизу кресла-капли, в которых можно сидеть и слушать в наушниках рассказы о художниках... Все это так мило, по-домашнему.

- Может быть, не надо возвращаться в Речной вокзал?

- Та дело ведь не в помещении. Дело в людях, в их подходе к своей работе. А в речной вокзал им вернуться будет очень хорошо, финансово легче. Сейчас помещение арендовано. А в речном вокзале помещения получше, площади побольше.

- В этом году мы окончательно попрощались с пермским Арбатом. Для вас это потеря?

- Его и не было. Был замысел, который не реализовался. Поэтому, пока, мне кажется, мы ничего не теряем. Нельзя потерять то, чего не было.

- Вам не жалко, что он не реализовался, что в городе нет места, где можно погулять?

- Не улица Пермская должна быть местом, где можно погулять. Есть набережная, на которой очень даже нужно погулять, но нет такой возможности, потому что нет набережной. И мне очень нравится идея Теодора Курентзиса о пешеходной театральной площади. Это было бы так круто, я видела так много пешеходных  площадей в Европе, вымощенных брусчаткой, с красивыми домиками по периметру, без единой машины. Это очень здорово и то, что он сейчас с этой идеей носится - это правильно. Это украсило бы Пермь, подняло бы ее, сделало бы другим по настроению городом. Этот проект более здравый, чем улица Пермская в роли Арбата.

- Были ли в этом году какие-то театральные спектакли, которые "выстрелили",  стали украшением или театральная жизнь была на среднем уровне?

- Сразу скажу, что "Дона Жуана" я не считаю событием года, потому что, как и во многих спектаклях Курентзиса, режиссура очень сильно отстает от музыкального уровня. Ее все ругают за эпатаж. Я считаю, что никакого эпатажа там нет и ничего смелого, оригинального нет. Это достаточно общее место. Ничего супероригинального. Вы меня так неожиданно вызвали на эфир, я не готовилась, поэтому, вот что сейчас вспомнится, о том и расскажу. А вспомню я совсем недавнее - это "Господа Головлевы" и "Одиссея". Оба спектакля мне очень понравились совершенно новой интерпретацией без переворачивания первоисточника с ног на голову. Это очень плодотворный подход, который показали и ТЮЗ и Театр-Театр. Оба спектакля я посмотрела с огромным удовольствием. Хотя, идти в драматический театр я себя всегда немного заставляю.

- Хочется уйти со спектакля с чем-то хорошим.

- Да, в музыкальном театре хотя бы музыку послушаешь, а в драматическом, уж если скучно или не нравится эстетик, то уже ничем не оправдать. Но тут, в обоих случаях все удалось.

- У меня родилось предложение - может быть мы внесем в номинацию "культура" конкурса «Человек года» Ксению Гашеву? Она плодотворно в этом году работала. И как автор инсценировки «Одиссея» и соавтор сборника «Камвы»…

- Про сборник не помню. А вот в «Одиссее» хорошо себя проявила. Да, молодец. Давайте внесем.

 - А мы будем ждать будущего года. Чтобы он не был вялым и слишком похожим на текст, который мы прочитали с Вами в начале разговора.

 - Я уверена, что в будущем году будет много разных сюрпризов. Будет о чем поговорить.

 - Больше открытий, чем закрытий...

 - Да! Это хороший слоган! 


Обсуждение
3108
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.