Верхний баннер
05:33 | ЧЕТВЕРГ | 25 АПРЕЛЯ 2024

$ 92.51 € 98.91

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Дневной разворот

04.07.2012 | 15:00
Почему предприятия избегают уплаты страховых взносов?

А.СЕЧИНА: 15 часов 6 минут, добрый день. Это «Дневной разворот», у микрофона Анастасия Сечина.

И.ЛАЗАРЕВ: Игорь Лазарев. Всем привет.

А.СЕЧИНА: За звукорежиссерским пультом работает Сергей Слободин. Мы продолжаем дневной эфир на 91,2 FM. В «Дневном развороте» сегодня будут следующие темы. В первой части мы с вами поговорим о социальном страховании. Если быть конкретнее, поводом для нашего разговора послужило соглашение с прокуратурой, я сейчас немного даже процитирую: «Предупредить, устранить нарушение прав застрахованных лиц на получение обеспечения по обязательному соцстрахованию, привлечь к ответственности работодателей за нарушение законодательства». Вот основная цель соглашения, которое было подписано прокуратурой Пермского края и пермским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации. Вот это повод для нашего разговора. Об этом конкретном соглашении и о проблемах, существующих в этой сфере, мы поговорим с Сергеем Багаевым, управляющим региональным отделением Фонда социального страхования. Он уже в нашей студии, Сергей Владимирович, здравствуйте.

С.БАГАЕВ: Добрый день.

А.СЕЧИНА: Я, пожалуй, сразу начну с вопроса, который есть на сайте. Он довольно большой, но я процитирую его весь. «Что даст соглашение с прокуратурой? Отвечу как инвалид, с трудом выбивающий путевки, положенные мне по закону. Постоянно вставляют палки в колеса, могут не принять документы, дают путевки в гадюшники типа того-то и того-то, где кормят позорно, а уж о процедурах и речь не идет. Так вот, сейчас в суде прокуроры мерзким образом встанут на защиту ФСС». Вот такая была цитата с нашего сайта, и спрашивает Роман – что даст это соглашение? Можете ответить на эту реплику?

С.БАГАЕВ: У каждой медали есть две стороны. То, о чем говорит написавший этот вопрос, в какой-то части он прав.

А.СЕЧИНА: В какой части?

С.БАГАЕВ: Во-первых, мы все хорошо читаем законы, но не все хорошо знаем финансовое обеспечение этих законов. То, о чем говорит Роман по поводу дефицита путевок, это действительно существует. И существует это в первую очередь из-за того, что мы являемся исполнительным органом Фонда социального страхования и распоряжаемся только тем объемом средств, который нам доводится министерством финансов Российской Федерации через Минздрав. Сейчас это уже будет Минтруд и социальных отношений. Вторая часть этого вопроса связана с мерзкими гадюшниками – здесь бы я не согласился в корне, потому что у каждого предприятия санаторно-курортного лечения, учреждения, есть лицензия на осуществление медицинской деятельности. И уж откровенных, извините, гадюшников и свинарников – допускать до этого, конечно, нельзя, и министерство здравоохранения стоит на страже этого. Другой вопрос, что комплекс услуг, которые оказываются в тех или иных лечебных учреждениях, различен. Но за определенные деньги определенные и услуги.

А.СЕЧИНА: То, что касается фраз, которые вы сейчас пытаетесь комментировать – это все детали. А основная часть вопроса – что даст соглашение? Дальше уже приводится какой-то конкретный пример. То есть сейчас же по идее есть закон, есть те, кто должен следить за его исполнением. Зачем дополнительный документ, еще один?

С.БАГАЕВ: На самом деле это соглашение было в первую очередь направлено на соблюдение законодательства в части уплаты страховых взносов. То, о чем мы говорили в самом начале, соблюдение законодательства в части обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, санаторно-курортным лечением – это и без подписанного соглашения прокуратура исполняла очень даже легко. А по поводу того, что прокуратура встанет мерзким образом на защиту Фонда социального страхования – я вас могу уверить, что у нас с прокуратурой исключительно деловые отношения, лежащие в рамках законодательства. Поэтому если мы со своей стороны будем нарушать законодательство, прокуратура со своей стороны будет нам грозить пальчиком и применять меры прокурорского реагирования. А что касается соглашения, оно направлено, еще раз повторюсь, в первую очередь на соблюдение законодательства в части уплаты страховых взносов страхователями.

А.СЕЧИНА: Но без этого соглашения что-то… Вопрос – зачем еще один документ?

И.ЛАЗАРЕВ: Разве до этого у вас не шел обмен информацией?

С.БАГАЕВ: Понимаете, на сегодняшний момент у нас существует масса и проектов, в том числе «Электронное правительство», административные регламенты, которые как нас, так и прокуратуру, обязывают в определенные промежутки времени, регламентные сроки обмениваться информацией. Это происходило, но в рамках если не формального, то достаточно регламентированного подхода. На сегодняшний момент в рамках этого соглашения мы с прокуратурой обмениваемся информацией если не в прямом контакте, не в онлайне, то достаточно оперативно. И не пишем друг другу ругательных писем с дополнительной информацией, а просто четко информируем мы прокуратуру о нарушении законодательства в части уплаты страховых взносов. Прокуратура нас со своей стороны – о тех фактах, которые им удалось в рамках прокурорской проверки вскрыть в части тех же страховых взносов, уплаты или неуплаты.

А.СЕЧИНА: То есть вы как-то упростили информационные потоки этим?

С.БАГАЕВ: Сейчас как раз над этим работаем, потому что соглашение явилось тем самым толчком по активизации деятельности по обмену информацией. Я еще дополню, когда мы подписывали это соглашение, прокурор края, Белых Александр Юрьевич, совершенно четко и понятно сказал, что, обладая информацией в оперативном режиме, и реагировать можно более оперативно, не выжидая те регламентные сроки, которые установлены законодательством. Потому что на сегодняшний момент в части уплаты страховых взносов и процедуры взыскания недоимки существуют определенные сроки, которые мы должны соблюдать. Но я считаю, что легче предупредить болезнь, чем ее потом лечить. Так вот, мы в рамках этого соглашения, да и в рамках текущей работы в ФСС, как правило, со страхователями связываемся в оперативном режиме и предупреждаем, ставим на вид, как хотите это называйте, что они не уплатили. Может быть, кто-то забыл, не знал, есть такие. Но есть и злостные неплательщики, которые, зная все карательные меры, которые могут быть к ним приняты, сидят, честно говоря, и в носу ковыряются, ждут, когда мы их потеребим.

А.СЕЧИНА: Смотрите, обязательное социальное страхование – мы ведем речь о пособиях, которые выплачиваются работникам в случае временной нетрудоспособности, это больничный, в связи с материнством, это декрет и далее пособие по уходу за ребенком. Это один вид пособий, больничный, декрет, материнство – это все один раздел.

С.БАГАЕВ: Давайте я быстренько скажу, чем мы занимаемся в части видов социального страхования. На сегодняшний момент существует два вида социального страхования, которые осуществляет Фонд социального страхования. Это страхование на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством и страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. Первый вид, вы совершенно правы, связан в простонародье с больничным. Вообще в законодательстве это называется «листок временной нетрудоспособности». И вторая часть первого вида страхования – материнство и детство. По первой части страховой случай в нашей терминологии – это факт заболевания. Мы в соответствии с законодательством оплачиваем пособие по временной нетрудоспособности в объеме, предусмотренном законодательством, за исключением первых трех дней заболевания, которые опять же по законодательству оплачивает предприятие. И вторая часть первого вида страхования – материнство и детство, все пособия, связанные с беременностью, родами и уходу за ребенком в первые три года жизни.

А.СЕЧИНА: Почему соглашение связано именно с этими вещами? Здесь какие-то особые проблемы?

С.БАГАЕВ: Особые проблемы у нас – это некачественное, не своевременное соблюдение обязанностей уплаты страховых взносов со стороны работодателя. Мы выплачиваем эти пособия исключительно из тех денег, которые собираем со страхователей. И если нам страхователь, работодатель не доплачивает или вообще не платит страховые взносы, то вынуждены тонким слоем по бутерброду размазывать тот объем финансовых средств, которые нам удалось собрать в виде финансовых взносов.

И.ЛАЗАРЕВ: Выходит, что многие недополучают?

С.БАГАЕВ: Нет.

А.СЕЧИНА: Как здесь происходит?

С.БАГАЕВ: Этого нет. Фонд социального страхования на протяжении своей 20-летней истории ни разу не нарушил свои обязательства перед застрахованными лицами по части выплаты пособий.

А.СЕЧИНА: То есть проблема возникает не у них, не у нас?

С.БАГАЕВ: Проблема возникает не у вас, у нас, потому что у нас возникает дефицит бюджета, который Фонду социального страхования компенсирует бюджет Российской Федерации, государственный бюджет. По большому счету, если высокопарным слогом говорить, работодатель, страхователь, не уплачивающий страховые взносы, залезает в карман государству.

А.СЕЧИНА: Ваша задача – минимизировать вот эту часть, которую приходится из бюджетного кармана периодически подгребать. Наверное, совсем ликвидировать ее вряд ли получится.

С.БАГАЕВ: К сожалению, я думаю, что вообще не получится. Есть такой термин, как процент собираемости как страховых взносов, так и налогов. Он, как правило, никогда не бывает 100%, потому что есть люди, которые не уплачивают и налоги, и страховые взносы по объективным причинам. Предположим, это тяжелое финансовое состояние. Он выполняет исключительно первоочередные обязательства, но больше у него денег нет. В этом случае мы не оставляем застрахованных лиц, работников этого предприятия в момент наступления страхового случая. Как правило, у меня есть цифры, которые, к сожалению, подтверждают, что большинство из действующих предприятий, которые не платят социального взноса – работающие. И в принципе здесь может быть несколько причин – либо неправильное финансовое планирование самих предприятий, либо рассчитывают, что проскочим мимо социальных взносов, либо низкий уровень квалификации финансовых менеджеров. И второе – целенаправленная позиция игнорирования уплаты страховых взносов, потому что, мне кажется, к сожалению, не такие большие штрафные санкции за неуплату страховых взносов.

И.ЛАЗАРЕВ: Предпочитают заплатить штраф.

С.БАГАЕВ: Потому что у многих предприятий стоит вопрос – либо он платит за электроэнергию и не платит за социальные взносы, либо он не платит за электроэнергию и платит социальные взносы, завтра приходят энергетики и отрубают его. Мы, к сожалению, отрубить его не можем. С точки зрения руководителя Фонда социального страхования пермского…

И.ЛАЗАРЕВ: То есть они не видят прямую угрозу, что вот завтра все встанет, и…

С.БАГАЕВ: Да, и здесь у ряда предприятий встает не то что дилемма, а задачка – либо обращаться в банк, и брать кредит под определенный процент, и расплачиваться со всеми, либо кредитоваться за счет государства. Но это опять же залезать в карман государству.

А.СЕЧИНА: По ICQ вас просят прокомментировать электронную универсальную карту, которая появится в 2014 году, перемены в области обязательного социального страхования. И на нее должны будут осуществляться все виды социальных выплат. В том числе, я полагаю, пишет наш слушатель, на них должны осуществляться все выплаты по соцстраху без участия бухгалтерии предприятий. Что это за процесс вообще, электронная карта, как вы это прокомментируете?

СС Честно говоря, о чем говорит слушатель, я не совсем понимаю в части электронной карты. А в части изменения работы Фонда социального страхования с 14 года – действительно, мы с 14 года должны уйти от зачетного принципа отношений со страхователем. То есть как на сегодняшний момент происходят отношения страхователя и страховщика, то есть Фонда социального страхования? Страхователь в расчетный период осуществляет расчеты со своими работниками, в том числе выплачивает им пособие, если в этот расчетный период произошел страховой случай. После этого раз в квартал страхователь сдает нам отчет, в котором отражает и свои затраты, понесенные по социальному страхованию, и тот объем страховых взносов, который он должен был бы нам заплатить. И если затраты превышают те страховые взносы, которые он должен заплатить, то Фонд социального страхования компенсирует ему эти затраты. Если же наоборот, то предприятие обязано эту разницу выплатить в Фонд социального страхования в виде социальных взносов.

И.ЛАЗАРЕВ: Как будет теперь?

С.БАГАЕВ: С 14 года планируется, что все 100% страховых взносов работодатель, страхователь перечисляет в Фонд социального страхования. При возникновении страхового случая работодатель передает нам документы, подтверждающие возникновение страхового случая.

И.ЛАЗАРЕВ: Грубо говоря, заявочный принцип.

С.БАГАЕВ: По сути дела, да.

А.СЕЧИНА: То есть вы упрощаете систему?

И.ЛАЗАРЕВ: Да, зачем ее вводить, для простоты, получается?

С.БАГАЕВ: Во-первых, для простоты. А во-вторых, для снижения рисков застрахованных, тех работников, которые, не дай бог, болеют…

И.ЛАЗАРЕВ: Понятно, пока вы разбираетесь во взаимозачетах…

С.БАГАЕВ: Да-да, дай бог, уходят в отпуск по беременности, в любом случае в 10-дневный период с момента получения информации от работодателя мы застрахованному перечисляем пособие в полном объеме. А вот каким образом будет осуществляться перечисление – либо на банковскую карту, либо посредством почты – на сегодняшний момент определены эти два варианта перечисления. Что касается социальной карты, только в Москве, по-моему, она сейчас введена в каком-то формате. А в тех регионах Российской Федерации, в которых проходит на сегодняшний момент какой-то проект, мы его называем пилотным, по переходу от зачетного принципа к прямым выплатам, там выплата пособий происходит непосредственно на личный счет застрахованного в любом банке либо через «Почту России».

А.СЕЧИНА: Еще попытаюсь успеть задать два вопроса, потому что времени уже практически не остается. Расчет суммы пострадавшему в случае производственной травмы и может ли он рассчитывать на материальную поддержку, если виновен в произошедшем?

С.БАГАЕВ: Давайте сделаем таким образом. Ответ на этот вопрос должен быть конкретизирован, потому что расчет суммы страховой выплаты пострадавшему на производстве осуществляется в зависимости от его среднего заработка, стажа и так далее.

А.СЕЧИНА: Много компонентов. А по поводу вины?

С.БАГАЕВ: По поводу вины – если доказана вина пострадавшего в нарушении техники безопасности, повлекшая за собой этот страховой случай, то объем пособия будет снижен на 25%.

А.СЕЧИНА: Понятно, он что-то получит, но не в полном объеме. Еще один вопрос – есть такая штука, как мероприятия по улучшению условий труда людей, предупредительные меры, и на них сегодня работодатель может направить до 20% от суммы взносов, то есть не перечислить, оставить себе. Есть такая вещь. Как активно ей пользуются?

С.БАГАЕВ: Достаточно активно. По сравнению, допустим, с 2005 годом, отсечку такую возьмем, количество предприятий увеличилось в 10 раз.

А.СЕЧИНА: Им это интересно. А проверяется как-то, реально ли они направляют на эти самые меры?

С.БАГАЕВ: Конечно, во-первых, механизм выделения этих средств завязан на строгой финансовой и технической отчетности, которую мы в рамках камеральных, документальных, выездных проверок страхователя поднимаем и проверяем. При этом для того, чтобы получить эту скидку, вернее, не скидку, а эти 20%...

А.СЕЧИНА: Да по сути дела, скидку.

С.БАГАЕВ: Не совсем скидка, целевое назначение у этой скидки имеется. Поэтому предприятие направляет в адрес Фонда социального страхования заявку, в которой указывает, на что и когда, и самое главное, в каком объеме они хотят потратить эти средства.

И.ЛАЗАРЕВ: Если количество предприятий увеличилось в 10 раз, значит, не так сложно получить.

С.БАГАЕВ: Не так сложно, но при этом должны определенные условия быть соблюдены страхователями.


Обсуждение
1854
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.