Верхний баннер
10:37 | СУББОТА | 18 МАЯ 2024

$ 90.99 € 98.78

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40


Программы / Дневной разворот

01.03.2013 | 14:00
"Культурное" образование в Перми

Роман Попов: Евгений Анатольевич Малянов у нас в гостях. Как вас сейчас правильно представлять? Понятно, что вроде как бывший ректор Пермского  государственного института искусства и культуры. А вы зав.кафедрой уже стали?

 

Евгений Малянов: Да, исполняю обязанности заведующего кафедрой социально-культурной деятельности нашего вуза.

 

Роман Попов: Евгений Анатольевич, я тут давеча имел возможность взять несколько комментариев у представителей преподавательского сообщества на тему произошедшего в институте культуры. Преподавательское сообщество в целом в недоумении. Первый ответ, когда спрашиваешь – как вы относитесь, обычно такой: «А что тут скажешь? Непонятно. Ничего вроде и не предвещало». А дальше начинаются версии. А для вас понятно?  

 

Евгений Малянов: Для меня-то, конечно, более, чем понятно, потому что произошло, как это обозначается в официальных документах, укрепление менеджмента руководства вуза в случае,  когда он показывает так называемые признаки неэффективности по итогам мониторинга. Естественно, что каждый руководитель вуза, зная о том, что такой может быть рекомендация межведомственной комиссии по итогам состоявшегося мониторинга, он видит возможные риски для себя здесь. Для меня это стало более очевидным после того, как я поговорил с руководством отраслевого министерства нашего, Минкульта Российской Федерации, который был достаточно решительно настроен в том смысле, что кто-то должен попасть под раздачу. Извините, я говорю уже таким образом. И мне приходилось достаточно много говорить о том, что выборка была, во-первых, ошибочной. Во-вторых, и пермский регион, и вуз, Пермский государственный институт, а сейчас академия искусства и культуры, он просто ни по каким нормальным критериям, что  называется,  не размытым критериям эффективности, которые вот пять показателей фигурировали в этом мониторинге, он не может быть признан несоответствующим современным требованиям.

 

Роман Попов: То есть сложилась ситуация, при которой есть набор критериев для оценки вузов, есть оценка вузов, есть скандал, произошедший после этой оценки. Дальше можно вообще никак не реагировать на этот скандал, а можно постараться сделать хорошую мину. Так вот  такое ощущение, по крайней мере, такая версия у меня создается, что отставка ректора института культуры – это попытка министерства культуры сделать хорошую мину. То есть не признавать ошибочности своих критериев, не признавать ошибочности документа и этой проверки, и не признавать некоего абсурда ситуации, которая сложилась несколько месяцев назад, а сделать хорошую мину при плохой игре, и, в общем, пожертвовать ректором вуза.

 

Евгений Малянов: Мне сложно рассуждать о мине Минкульта Российской Федерации. Но совершенно точно, что, во всяком случае, подобающие в таких случаях действия чиновной структуры, скажем так, министерства культуры, оно было сделано.  Я сказал с самого начала, и говорил это при беседах в министерстве, и с министром, и с его заместителем статс-секретарем о том,  что решение это неправильное. Если требуется, чтобы, действительно, менеджмент был заменен и так далее, если об этом надо сказать, это должно быть одним из результатов прошедшей кампании мониторинговой, то я готов это сделать с полным сознанием дела, что называется, но только статус самостоятельности вуза должен быть гарантирован.      

 

Роман Попов: Соответственно, давай вспомним, Катюша, эту фразу, которую произносил...

 

Катерина Шафиева: Да, Анатолий Пичкалев.

 

Роман Попов: ...и Анатолий Пичкалев, и ранее еще далеко не один деятель искусства, культуры для образования, фраза о том, что...

 

Катерина Шафиева: Фраза звучит так: «когда у института начались проблемы, стало понятно, что кого-то отдадут на съедение».  Это именно Анатолия Пичкалева я привожу фразу.

 

Роман Попов: А я могу вспомнить про «замену фигуры на шахматной доске».

 

Катерина Шафиева: Суть одна и та же.

 

Роман Попов: Да. То есть в данном случае вы в целом готовы разделить общую интонацию этих фраз?

 

Евгений Малянов: Я думаю, что это не совсем так, потому что, строго говоря, далеко не все руководители, которые попали в «черный список», под раздачу, что называется, попали или под операцию хирургического вмешательства в части кадрового состава...

 

Роман Попов: Вы так очень мягко сказали. Например, «пятно неэффективности», это я опять же цитирую... напомните мне фамилию ректора Пермского государственного педагогического университета.  

 

Евгений Малянов: Андрея Константиновича Колесникова вы имеете в виду?

 

Роман Попов:  Да, конечно. Так вот «пятно неэффективности», пользуясь цитатой Андрея Константиновича Колесникова, лежало и на ПГПУ. Но их как-то минула чаша сия.

 

Катерина Шафиева: После совета ректоров нашего края такое ощущение, что вузы у нас неэффективны. 

 

Евгений Малянов: В данном случае я не хотел бы здесь ничего обобщать. И еще раз: это подчеркивает только то, что  нужна некая совокупность причин для того, чтобы такое решение могло состояться, а не формальный повод попадания в этот список. Дифференцированный подход, так сказать. Я думаю, что в данном случае это имело место.

 

Роман Попов:  Могли насолить вы кому-нибудь в Минкульте? Вот сразу резко, могли насолить? Вот именно вы, лично, Евгений Анатольевич Малянов. И тут вот кто-то там из высоких чиновников,  пользуясь возможностью – ап, и... надавил на клаксон.

 

Евгений Малянов: Нет, конечно. Во всяком случае, я не вижу за собой именно такого повода, такой причины. Другое дело, что, может быть, сегодня стиль управления несколько меняется, и сегодня руководители,  которые анализируют ситуацию или пробуют выработать к этому свое отношение, принципиальную позицию некоторую, им в целом тяжелее сегодня работать с вышестоящим звеном  управления, потому что требуется более четкое исполнение команд, скажем так, не размышляющим управлением.  

 

Роман Попов:  Что, в общем, для культурного вуза достаточно сложно, потому что в таком случае просто потеряется самостоятельность института или академии.

 

Евгений Малянов: Кстати, такая опасность существует,  на мой взгляд. Я скажу больше.  Когда я имел разговор с министром культуры Владимиром Ростиславовичем Мединским, возник некий элемент дискуссии, когда говорилось о том, что курс на сворачивание сети вузов, на их оптимизацию, и так далее, он является государственным курсом, и поэтому государственные люди его должны,  от министра до ректора, выполнять, я сказал о том, что...  но ведь только вышло и послание президентское, которое мы все слушали, изучали, где четко говорилось о том, что сегодня ощущается дефицит духовных скреп, что русская культура должна быть неким цементирующим ядром, объединяющим, интегрирующим началом во многих социально-культурных процессах, что необходимо поддерживать региональные вузы, которые десятилетиями доказали свою эффективность, и так далее. И там имело место такая фраза, я сказал о том, что в этой ситуации очевидно правильней было бы поддерживать  вузы нашего министерства, а не стремиться сократить, тем более, массово филиалы и некоторые вузы. Я думаю, что это не очень могло понравиться руководителю министерства. В этом смысле, если говорить о том, что  насолил, я не думаю, что подходит под это определение. Думаю, что, скорее, все-таки такая позиция на непременное исполнительство была более приемлема в той ситуации, но только не для меня, для министерства, может быть.

 

Роман Попов:  Как складываются взаимоотношения культурного вуза и министерства культуры?  Мне просто не очень понятно, есть ли какой-то, может быть, план, который выполняют вузы?

 

Евгений Малянов: Безусловно, есть, система показателей, по которой вузы отчитываются ежегодно. И эта система показателей существовала. Сейчас она уточнена. Когда надо будет отчитываться где-то ежеквартально, где-то ежемесячно даже руководителям вузов о том, как выполняются эти показатели. По итогам приема, например, выполнение контрольных цифр приема, по распределению. Это вот сейчас новые критерии вырабатываются и выработаны уже ведомственным министерством по распределению выпускников до 90 процентов, сейчас вот такой показатель заводится, должны распределяться по полученной специальности или направлению подготовки. Вводятся даже такие сейчас показатели, как абсолютная успеваемость, или число отсеявшихся, которых должно быть по итогам промежуточной аттестации не более 5 процентов. И многое другое. То есть, безусловно, существуют показатели, мы по ним отчитываемся. А если говорить о том, какое может иметь значение то, что произошло, для изменения отношений вуза и министерства,  я думаю, что в этом смысле это, может быть, даже позитивное. Потому что никогда ранее министерство не заключало конкретную  программу с вузом и с регионом, по которой брало на себя обязательства в части финансирования, в части поддержки определенных сторон вузовской деятельности. Сейчас такая программа оптимизации, так называемая, трехсторонняя, то есть вуз, министерство отраслевое и регион, она составлена, утверждена региональными руководителями. И, насколько  я знаю, уже сейчас находится в ведомстве. Надеюсь, что она будет утверждена. Правда, она не на три, а на два года составлена.    

 

Роман Попов:  Получается, что сейчас произошли пертурбации в системе руководства вузом, и в целом этого оказалось достаточно для того, чтобы еще и отношения с министерством наладить заодно.   

 

Евгений Малянов: Может быть, и так. Но надо иметь в виду, что эта программа тоже составлялась, как бы, действующим на то время менеджментом. Поэтому она должна реализовываться, как мне кажется, пока вроде бы так и есть, во всяком случае, тем составом руководителей, проректора, в частности, и руководителей других подразделений,  которые на сегодня существуют в вузе. 

 

Роман Попов:  И последний момент, чтоб закрыть тему вашей отставки, или вашего ухода, или, может быть, просто смены руководства. Вы попались под горячую руку, или были какие-то более существенные причины для того, чтобы вас убрать с поста ректора? Вы попались под горячую руку? Это стечение обстоятельств?

 

Евгений Малянов: Я это ощущаю, как и стечение обстоятельств, и под горячую  руку, но это, в общем, тоже все стечение обстоятельств. И повторюсь, наверно, но имело место совокупность причин. Каких? Пока, может быть, рассуждать преждевременно. Я думаю, что будущее может их вскрыть.

 

Катерина Шафиева: Вы говорили, что когда был вопрос о неэффективности вуза, его сворачивании, превращения в филиал, вот на днях прошел совет ректоров расширенный, говорили о том, что 11 вузов у нас местных, 20 филиалов федеральных. Это я еще говорю о государственных. Причем, когда приводили цифры анализа, говорили  о том, что у нас не студенческий, оказывается, город, у нас мало студентов, мало выпускников с образованием, мало профессоров. Евгений Анатольевич, вы можете как-то объяснить, почему мы хуже остальных регионов по показателям?  Почему это так происходит? Еще, вдобавок ко всему, у нас пытаются свернуть вузы, которых и так немного.

 

Евгений Малянов: Мне сложно ответить на этот вопрос, может быть, потому еще, что я не был на этом заседании, уже не был, скажем так. Но могу предположить, что на самом деле здесь имело место, скажем так, ?????? (неразборчиво) концентрированный показ  того, что  необходимо срочно менять, совершенствовать,  развивать и так далее. Это нормальный, конструктивный  подход, я считаю. Здесь, может быть, с Виктором Федоровичем Басаргиным надо согласиться, что  у нас много и того доброго, о чем можно было бы говорить больше, чем прозвучало на этом совещании. Другое дело, что, я думаю, для региональных властей это тоже  очень серьезный момент, когда необходимо понять, что сегодня вузы развиваться могут только, если они поддерживаемы и хорошо поддерживаемы регионом. Я знаю,  и все знают, что поддерживались наши университеты, которые получили статус национальных исследовательских. Были отдельные поддержки, наверняка, отдельным  вузам по частным вопросам. Но так, чтобы такая системная, постоянная поддержка с совершенно четким, обозначаемым на уровне краевого бюджета, важного очень документа, поддержка ежегодная, вот такого я не помню. ?????? (неразборчиво) на моей памяти была в 2003-2005 годах, когда мы подготовили, я, кстати, принимал в этом активное участие, был руководителем рабочей группы,  программу региональную  «Вузы и регион». Вот такая трехлетняя программа на 2003-2005 год была попыткой наладить такое системное взаимодействие. Я думаю, что, возможно, к ней придется вернуться. Не к ней, а к новому документу подобного типа, безусловно. 

 

Катерина Шафиева:   Вы говорили о том, что у нас отсутствует достаточно правильная и нормальная поддержка вузов со стороны краевых властей. Как вы думаете, именно поэтому у нас в вузах,  вот даже по выводам комиссии,  именно не  хватает профессиональных кадров? То есть у нас докторов наук, по-моему, даже 1 процента нет в вузе, ни в одном.

 

Евгений Малянов: Тут сложно так однозначно говорить. Тут целый ряд причин. Я точно знаю, и несу за это ответственность, что после того, как еще при губернаторе Чиркунове  были введены доплаты для докторов наук по совокупности показателей их деятельности, то число защит, например,  увеличилось. Кстати говоря, очень хорошо, что эта практика распространяется на молодых кандидатов  наук, которые сейчас  тоже будут получать доплату.  Это очень серьезный  стимул. Я думаю, что итоги мониторинга, который прошел в крае,  кстати, одним из первых в России, на уровне края, еще до того, как федерация начала это проводить, Минобр России, это очень важно для того, чтобы вот эти показатели, для того, чтобы эффективность деятельности федеральных  вузов в регионе существенно повысить. Думаю, что это сейчас понятно всем.

 

Катерина Шафиева:  Еще вопрос из того же блока, все по тому же совету. Марат Биматов тоже на этом же заседании, он  был членом комиссии именно по эффективности вузов...

 

Евгений Малянов: Да, я знаю.

 

Катерина Шафиева: Вы в курсе. Я думаю, вы и доклад видели, скорее всего.

 

Евгений Малянов: Тезисы его обсуждались на рабочем совещании совета ректоров, до расширенного.

 

Катерина Шафиева: Марат Биматов говорил о том, что  очень многие выпускники вузов потом идут работать не по специальности, которую получили. В ситуации вашего вуза как это обстоит? Какой процент выпускников идет уже по специальности?  Здесь они остаются, либо уезжают куда-то в другие города? 

 

Евгений Малянов: Мы говорим о том, что у нас от 75 до 80 и выше процентов устраивается по полученной специальности или по смежным сферам, как мы говорим. Потому что сфера культуры, она очень широкая.  Ну вот, например, вы работаете  здесь, на радио. В принципе, это тоже то, что относится к сфере культуры. Если, например, на телевидении сегодня там, я ошибусь,  может быть, но немножко, порядка  там 40 с лишним процентов выпускников  нашего вуза работают, то вот это как: они работают по специальности или нет? Мы думаем, по специальности, и, собственно, к нам здесь особых претензий нет. Потому что мы в свое время даже договор заключали с ГТРК. Я считаю, проблема еще в системе подсчета, как считать. Если считать, насколько успешно работают, трудоустраиваются и реализуют свои функции, пусть даже не по прямому назначению выпускники,  это значит, что вузовское образование они получили не напрасно, безусловно.

 

И у нас таких примеров очень много. Посмотрите на Центральном телевидении, сколько работает людей, получивших, окончивших университеты и финансово-экономические, и так далее, которые работают на телевидении просто потому, что они чувствуют, во-первых, свое призвание здесь, во-вторых, интерес свой здесь работать, и масса других причин, очевидно. А главное, у них получается. Возникает вопрос: они при этом эффективно используются, вуз эффективен при этом или нет? Мне кажется, нельзя очень узко, односторонне оценивать вот эту сторону деятельности вуза. Хотя, справедливости ради, она вообще не учитывалась в прошедшем мониторинге. Конечно, если бы она учитывалась, у нас были бы, наверно, одни из лучших показателей  здесь, потому что, если посмотреть, кто где работает наши выпускники, взять даже художественную сферу, например, театры, филармонию, детские школы, музыкальные. В том числе, учебные заведения, то... В общем, комментарии излишни, что называется.

 

Роман Попов: Внимательно слушающие нас сотрудники органов власти  отмечают, что в департаменте культуры тоже есть несколько выпускников института.

 

Евгений Малянов: Это к вопросу о эффективном трудоустройстве.

 

Роман Попов: Безусловно. И вдогонку к вашим последним репликам пришел вопрос: «Чего, на ваш взгляд, ни в коем  случае не должно быть в институте культуры при новом руководителе?»

 

Евгений Малянов:  Не должно быть потери того потенциала  и той динамики развития, которая была получена в последнее время, позволила вузу фактически одному из последних российских вузов по очень строгим критериям оценивания вузов, которые претендуют на статус академии, получить этот статус. И вот этот потенциал ни в коем  нельзя случае растерять, и эту динамику. Поэтому когда у Анатолия Пичкалева я прочитал о том, что глобальные изменения  или где-то у нас, может быть, в другом месте вопрос прозвучал, глобальные изменения – это, как бы, само по себе очень тревожно бывает. Потому что мы в 92-м получили глобальные изменения в виде шоковой терапии, например, но не факт, что это сильно обрадовало и осчастливило всех.

 

Роман Попов: У нас в гостях Евгений Малянов, еще несколько недель назад ректор Пермского государственного института искусства и культуры, а сейчас исполняющий обязанности зав.кафедрой социально-культурной деятельности. Кстати, почему именно эта кафедра?

 

Евгений Малянов: Во-первых, она одна из базовых кафедр академии сейчас. Поскольку квалификация выпускников ее звучит так: «менеджер социально-культурной деятельности». Это очень широкое понятие.

 

Роман Попов: Ну да, ну да, конечно, именно с вашей кафедры к нам периодически приходят люди на практику.  

 

Евгений Малянов: Да.

 

Катерина Шафиева: А чем занимается выпускник социально-культурной кафедры?

 

Роман Попов: Менеджер социально-культурной деятельности? В частности, если мне не изменяет память, у нас один из представителей достойного звукорежиссерского цеха на «Эхе»…

 

Катерина Шафиева: Да, я знаю.

 

Роман Попов: …как раз выпускник по этому направлению.

 

Катерина Шафиева: Он выпускник по направлению. А конкретно чем они должны заниматься по специальности?

 

Евгений Малянов: Вы говорите «конкретно». У них такой широкий спектр: от работы на радио, телевидении,  работы с молодежными организациями, работы во властных структурах, о чем мы уже говорили, руководителей домов творчества и так далее, то есть то, что объемлется термином «социально-культурная деятельность». Что они должны, и это мы всячески приветствуем, буквально с начальных курсов определять себе, к чему они более всего и способны, и душа лежит, и интересно заниматься. И вот это  надо сделать им это очень быстро, потому что далее предстоит совершенствоваться именно в этом, успеть получить такие компетенции, которые потом сделают тебя востребованным. И это удается. Хотелось бы, чтобы это было далее еще более развито, поэтому  я иду на эту кафедру.

 

Роман Попов: Сейчас давайте экскурс в историю. Вы второй ректор института.

 

Катерина Шафиева: За всю историю института.

 

Роман Попов: А институт довольно молодой, кстати.

 

Евгений Малянов: В этом году 38 лет будет.

 

Роман Попов: То есть это для вуза достаточно для того, чтобы говорить о состоявшемся учебном заведении, безусловно, но вовсе недостаточно для того, чтоб, допустим,  сравнивать институт с Сорбонной. Потому вуз довольно молодой, Евгений Анатольевич у нас второй ректор. Сколько лет  ректором?

 

Евгений Малянов: Это 17-й год.

 

Роман Попов: Разложите на части вот эти 17 лет, на составляющие, на этапы, может быть.

 

Евгений Малянов: Это довольно непростая история, если попытаться так вот абрисно, что называется. Когда в конце 96-го года я был избран, причем, на конкурсной основе, придя с должности первого заместителя тогда еще главного управления образования Пермской области, (правда уже тогда в этой должности взаимодействие с вузами со многими по специальным программам) то, конечно, первые годы до двухтысячного года примерно пришлось заниматься финансово-хозяйственными вопросами, ликвидировать ту разруху, которая была следствием «шоковой терапии», о которой мы говорили, когда отсутствовало финансирование, когда речи не было о том, чтобы учредитель как-то вмешался и чем-то помог, и дополнительное финансирование.  Даже своевременно зарплаты не выплачивались, стипендии не выплачивались, поэтому здесь, конечно, не было речи о том, чтобы говорить   - руководитель виноват и так далее.  Даже такой штрих. Когда я был избран на конференции, в отсутствие, естественно, представителя учредителя, только представителя  местных властей, и затем уже принимал дела, знакомился с хозяйством, то в этот момент, может быть, даже не было средств у представителя учредителя приехать, выехать в регион, чтобы при этом присутствовать. Сейчас, конечно, другая история совершенно, другой подход. Но это было так. И очень много вопросов было связанных вот с этим. Некоторые объявления в газетах такие юмористического даже плана. Например, у «института культуры поехала крыша». Имелось в виду, что крыша течет, ее надо срочно ремонтировать.

 

Мы уже в 2007-м году, если мне память не изменяет, провели в одном из дворцов большое очень мероприятие «Спаси и сохрани альма-матер». То есть мы пригласили поддержать  нас финансово, в первую очередь, спонсоров возможных, власть, и так далее, в общем,  создали такой фонд поддержки, который нам помог в то время. Начиная с двухтысячных или немножечко, может быть, чуть раньше, понимали необходимость  не только, что называется, выживания, но и развития. И развернули программу, защитили ее, кстати, с Людмилой Ивановной Дробышевой-Разумовской  в Москве, открытие новых специальностей консерваторского плана. У нас было до этого по народникам только, по исполнителям на народных инструментах, может быть, по вокальному искусству еще, а по всем остальным консерваторским специальностям мы получили лицензии, начиная с этих лет где-то.  Следующее пятилетие, или примерно этот срок мы активно очень развивались в этом направлении, осваивая новые специальности консерваторские. Потому что тогда и специальность «фортепиано» появилась, и скрипичные, духовые инструменты, инструменты симфонического оркестра, музыковедение, и так далее.  Большой очень спектр дисциплин мы развивали одновременно. То есть мы осваивали консерваторские программы и параллельно открывали гуманитарного плана новые специальности. Позднее чуть появилась культурология.

 

Мы считали и считаем, что для вуза искусства и культуры это одна из основных специальностей  или сейчас направлений подготовки должна быть. Но, к сожалению, пока, насколько мне известно, минкульт с минобром не договорились по этому поводу. Она является, как бы, непрофильной для вузов искусства и культуры, к сожалению. Мы в это время, в двухтысячные, стали инициаторами очень серьезных таких,  мы считаем, культурных акций, и даже, может быть, культурно-политических. Вуз стал базовым для проведения форумов «Русский мир», фестиваля «Русского мира», который ежегодно проводится по распоряжению губернатора Пермского края, целый ряд других акций. Мы стали активно проводить научные симпозиумы. Причем, высокого международного уровня. Если сначала это было только по психологии искусства и творчества, то потом по духовной культуре, например, кстати говоря, социально-культурной деятельности, по традициям, инновациям художественного образования и многому другому. Видите, я, когда начинаю об этом говорить, то я сбиваюсь на монолог.  

 

Роман Попов: А мы слушаем с превеликим удовольствием, так что продолжайте.

 

Евгений Малянов: Одной из заслуг, может быть, сейчас, скажем так, прежнего менеджмента  является то, что мы в хорошем нормативно-лицензионном состоянии оставляем или сейчас предъявляем наши объекты, учебные корпуса, общежития, потому что это стоило дорогого во всех смыслах соответствовать и требованиям пожарной безопасности. Мы даже перестраивали наш памятник федерального значения.  И требования Санэпиднадзора. И сейчас все это запечатлено в соответствующих документах, в том числе, последней аттестации, которая  раз в пять лет проводится, и была в последний раз в 2010-м году. Я уже говорил о том, что мы вышли на статус академии не путем «отверточных», как говорят, технологий. Раньше это, и Мединский Владимир Ростиславович в своей статье говорил о том, что в те годы, в начале 90-х, это было достаточно легко. Сейчас это значительно сложнее, потому что надо улучшать все показатели деятельности, по всем направлениям, особенно по научной деятельности. Мы в разы буквально увеличили количество защит диссертаций, кандидатских, докторских, количество докторов наук, участие в различных проектах, в грантовых проектах, в привлечении средств.

 

Да, мы не дотянули немножко по тем показателям, которые требовались… пороговыми значениями мониторинга, у нас где-то порядка 28 тысяч на человека было на преподавателя, а надо было 50. Но давайте не будем забывать, что в вузах таких, как наш,  где очень много творческих преподавателей, художественно-творческого  направления, финансирование от учредителя на науку вообще не поступает.  То есть те средства, которые мы получаем, зарабатываем, привлекаем, это исключительно наша инициатива. Поэтому можно сказать, что этот этап, он один из последних,  таких вот уже сейчас завершающих, так скажем, последних, он был посвящен, конечно, тому, чтобы соответствовать высоким критериям, академическим критериям вуза.  У нас очень интересный этап был, который, кстати, немножко проливает свет и на сегодняшнюю историю, это взаимоотношения с нашим региональным министерством  культуры, с региональным руководством, когда мы вынуждены были заявить свою позицию, которая тогда отражала государственную культурную политику, и выразили это в своем альтернативном проекте культурной политики региональной «Культурная альтернатива».

 

Роман Попов: Да что там. Вы там впервые появились в медиа-пространстве, показав зубы, я вам скажу. Я прекрасно помню этот период, и с превеликим удивлением я наблюдал за тем, что, оказывается, наше местное, вы уж простите сейчас меня за термин, наше местное болотце может  не просто встать, а встать, огрызнуться,  предложить что-то взамен, да еще и сделать так, чтобы так просто и обратно-то не посадили. Так что этот этап я помню очень хорошо.

 

Евгений Малянов: Надеюсь, «болотце» вы не относите только к инициаторам этой концепции.

 

Роман Попов: Нет-нет-нет, что вы. Это, скорее, общий термин: хомячки, болотце, планктон.

 

Катерина Шафиева: За 17 лет край  насколько хорошо помогал? Точнее, тогда область, теперь край, в общем, региональное правительство.

 

Роман Попов: Взаимоотношения с властью.

 

Катерина Шафиева: За эти 17 лет они сильно изменились?

 

Роман Попов: Эволюция.

 

Евгений Малянов: Я должен сказать, что, конечно, помощь была. Я тут могу вспомнить и Геннадия Вячеславовича Игумнова, когда я только приходил еще на должность руководителя вуза, Трутнева Юрия Петровича, который нам тогда вот, кстати говоря, с «крышными» делами помог. Валерия Степановича Сазанова, как долгие  годы депутата Законодательного собрания, руководителя фирмы «Уралгазсервис», который просто как спонсор выступил, и так далее. Вот такие акции были.  В  рамках той же программы «Вузы и регион» мы получили некоторые средства. Вот говорят: не было бы счастья, да несчастье случилось, или «нет худа без добра». Вот такой поддержки, которая сейчас обещана вузу со стороны региона, и финансовой, и материальной, я имею в виду передача объектов  дополнительных, в том числе, бывшего дворца телтовского, такой, конечно, не было за все без малого 38 лет. Если не считать, что при своем открытии городские и областные тогда власти, и партийные, и советские, сделали очень много для того, чтобы вуз открылся сразу, как самостоятельный. То есть и здание – памятник, бывший Горисполком в центре города, и бывшее здание школы, и одно общежитие, затем другое. Это все делали местные власти.

 

Роман Попов: Евгений Анатольевич, буквально в завершение исторического экскурса, вы эту фейковую фразу (а это фейковая фраза, то есть сложная, придуманная, потом привязанная к несуществующей ситуации, но уж очень она красивая), вы эту фразу «принял страну с сохой, а оставил с атомной бомбой», применив к себе, можете переформулировать: принял институт с.., а ставил с..? 

 

Евгений Малянов: Если  достаточно корректно попытаться сформулировать свою позицию, то она будет звучать примерно так: принял институт в очень тяжелое время, время во многом разрушительное, и разруха эта сказалась на очень многих сторонах деятельности вуза, а оставляю вуз, как мне кажется, с достаточно мощным потенциалом и хорошей перспективой развития.

 

Роман Попов: Вот об этой перспективе развития мы, собственно, сейчас немножечко и поговорим.

 

Катерина Шафиева: Перспектив, на самом деле, много было озвучено.

 

Роман Попов: Итак, официальный статус академии,  подкрепленный документально, вуз получил буквально через пару-тройку дней после вашей отставки. То есть та самая бумага, вот она пришла.

 

Евгений Малянов: Нет, она не пришла. Я ее привез. Он получил вообще его значительно раньше, но в силу того, что процедуры бюрократические должны соблюдаться, и бумага должна пройти разные инстанции,  мы получили приказ  о том, что мы в статусе академии 4 октября 2012-го года. А приказ министерства, который утвердил новую редакцию вуза, где мы уже академия, это вот я привез его как раз из Москвы. Поэтому мы получили его буквально недавно.

 

Роман Попов: То есть вы абсолютно точно теперь академия.

 

Евгений Малянов: Да.

 

Роман Попов: Вам можно менять таблички.

 

Евгений Малянов: Совершенно точно.

 

Катерина Шафиева:  Не можно, а нужно.

 

Евгений Малянов: Да, кстати, это нужно, действительно.

 

Роман Попов: Нужно, да. И что, получается, в этом году у нас уже «академиков» будет выпускать академия?

 

Евгений Малянов: Если говорить о том, что будет в дипломах  написано у выпускников, то да, я думаю, так и будет, потому что сейчас нужны еще некоторые бюрократические процедуры, но мы их, думаю, пройдем быстро. Я говорю «мы», потому что я остаюсь работать в вузе и надеюсь, что мы этим будем заниматься сообща. В том числе, и выпускники по нашей кафедре получат такие дипломы.

 

Роман Попов: А. вообще, статус академии…

 

Евгений Малянов: Ну, академиков, конечно, условно, вы понимаете, да, что они, закончившие академию. Но если говорить о статусе академии, я понимаю, о чем может быть вопрос. Конечно, статус академии обязывает ко многому. И, прежде всего, на мой взгляд, к такому  качественному и фундаментальному образованию.  Это все, к чему мы стремились как в области гуманитарно-культурной, управленческих дисциплин некоторых, так и в художественно-творческой деятельности. И, на мой взгляд, это должно быть главным и определяющим в перспективе, потому что  очень важно мне сейчас в условиях, когда разные мы слышим и высказывания, и сценарии развития, и пожелания воде бы, на, например,  такое, которое, кстати, звучало вот на этом совещании расширенном с участием губернатора, насколько я понял, о достижении или создании системы или вуза мирового уровня в области высшего музыкального образования.

 

Катерина Шафиева: Да, была там речь об этом.

 

Евгений Малянов: На мой взгляд, это, конечно, хорошо, но надо понимать, что надо сохранить преемственность того, что было, не разрушая его, не ставя только однобокую задачу создания консерватории очень высокого уровня. Хотя  мне представляется, что, во-первых, тот путь, которым  мы шли, идем и намеревались идти, то есть от освоения консерваторских программ к созданию консерваторского факультета, затем выделение консерватории в составе академии, и уже  затем, если создадутся условия необходимые, она может быть самостоятельным вузом, если при этом все условия будут соблюдены, и поддержка региона будет. Мне кажется этот путь правильным. И в этом нет ничего нового. Другое дело, что  нельзя пожертвовать в этом случае тем потенциалом научным, гуманитарно-научным потенциалом, гуманитарных исследований  наук, профессорско-преподавательским составом, который задавал вот эту академическую траекторию вузе, фундаментальность придавал. Если хотите, надо попытаться сохранить и стремление стать, условно говоря, Гнесинкой, академия которая в области музыкального искусства, и, как минимум, Московским университетом культуры и искусства, где гуманитарная  эта составляющая достаточно хорошо развита.

 

Роман Попов: В филиал которого вас чуть было не записали.

 

Евгений Малянов: Да, в филиал которого чуть не записали. Но именно, как я думаю, потому и не записали, что мы с хорошим потенциалом. Неизвестно, кто кого бы усилил. Но  это шутка.

 

Роман Попов: Я прекрасно помню замечательную историю из начала 90-х годов, когда в Москву приехала металлическая хеви-металл группа «Iron Maiden», у них на разогреве играла советская или русская уже группа «Ария». И музыканты «Iron Maiden» после выступления удивленно замечали, что на них реагируют гораздо хуже, чем на группу, которая была на разогреве.

 

Катерина Шафиева: Представляешь, если бы пермский вуз поглотил московский.

 

Роман Попов: Я допускаю, что это было бы очень смешно. И тогда говорили бы про Москву, как про филиал пермского института.

 

Катерина Шафиева: По-моему, было бы здорово. Евгений Анатольевич,  сейчас вы на новом месте, на новой кафедре. Какова будет ваша теперь научная деятельность? Научное будущее какое?

 

Евгений Малянов: Она будет и научной, и организаторской, имею в виду руководство кафедрой, и преподавательской, как профессор, по кафедре у меня есть часы. Предмет интересный, который является еще и предметом моего научного  интереса. Это социально-культурная инноватика. Поэтому я бы хотел сказать, что сейчас у меня появляется время для того, чтобы реализовать не реализованную раньше еще мечту, которая в теории была  и даже прописана в концепции развития вуза, сейчас можно ее просто  осуществить. Это создание в рамках академии уже даже не центра, или сначала центра, а потом и института культурной инноватики, точнее социально-культурной инноватики, которая бы могла работать со студентами, преподавателями, специалистами, привлеченными как исследовать эти процессы, которые есть в региональном, в частности, пространстве, помогать, например, консультировать  разработчиков  тех же проектов, которые представляются на конкурсах различного уровня, и обучать их этому одновременно в рамках обучающего процесса, в рамках факультета дополнительного инновационного образования, например. Все это сейчас возможно, потому что есть люди, есть специалисты, не обязательно в нашем вузе только их можно привлекать. Это очень интересный вид деятельности, интересная перспектива, которая достойна академии. Кстати говоря, аналога такого я  в России  даже не знаю, поэтому это было бы интересно.

 

Роман Попов: Я полагаю, что уже в этом новом качестве мы с вами в этой студии еще не раз встретимся.

 


Обсуждение
1750
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.