– Добрый день, дорогие друзья! Программа «Районы-Кварталы», как всегда по четвергам на «Эхе Перми». Меня зовут Артем Жаворонков, Сергей Слободин за звукорежиссерским пультом. В гостях у нас сегодня человек, признаться, которого я давно хотел, скажу прямо, затащить в нашу программу, и вот наконец-то это свершилось. Юрий Борисовец, президент ассоциации «Российский индустриальный альянс», депутат Законодательного собрания Пермского края. Юрий Львович, здравствуйте!
– Здравствуйте!
– Сегодня мы будем говорить в большей степени о девелопменте, о том, что это за понятие применительно к Пермскому краю, потому что есть четкое убеждение, что мы в последние лет 7-10 серьезно уступаем нашим ближайшим соседям. Девелопмент – это развитие, развитие в первую очередь строительной отрасли. Вот хотелось бы узнать вначале вашу короткую оценку тому, что у нас в отрасли в Пермском крае сегодня происходит.
– Ну для начала хотелось бы сказать, что, наверное, на роль эксперта я мало подхожу, потому что эксперты – это все-таки люди, которые занимаются некой аналитической работой, а я больше практик, ну, так скажем, практик и с каким-то виденьем своим развития ситуации, которая как бы есть. Поэтому что касается Перми, ну у нас были в свое время определенные моменты, в которые мы допустили отставание по развитию коммерческой недвижимости и, в частности, мы до сих пор не имеем такие известные бренды типа «Ашана», ИКЕА.
– Ну и «Ашан» вроде недавно появился в усеченном формате.
– Это название «Ашан», это не формат «Ашан», потому что то, что мы ждем от этого магазина, который появится в нормальном формате – это все-таки приход в регион новых товаров, потому что все у нас как бы сейчас крутятся на, условно говоря, производителях, которые ближайшие. Поэтому во всех сетях примерно один и тот же товар. Поэтому, когда появится «Ашан», это будет привоз все-таки чего-то нового и это было бы желательно. Ну а то, что сейчас «Ашан» открылся – это «микро-Ашан» и на самом деле работает в такой же товарной группе, как и все остальные, мало чем отличается, ну только что названием. Поэтому у нас по разным, так скажем, управленческим, политическим причинам, как бы это не случилось и вот это отставание, оно у нас как бы есть. В том числе, я думаю, что все-таки по торговым площадям сейчас, конечно, мы находимся ну не в той ситуации, когда они нужны.
– Кризис.
– Но, дай бог, когда-нибудь пройдет. Да, ну я бы тоже сказал, что кризис. Кто-то называет это кризисом, кто-то нет. Я думаю, что, да, мы в полноценном кризисе, по крайней мере, по девелопменту. Сейчас вроде как бы не очень нужно добавочные площади, но, тем не менее, если говорить о цикле строительства, то это три-пять лет, то есть, если мы хотим увеличиваться, то увеличиваться нужно, в принципе, даже сейчас.
– И сейчас для этого, наверное, самая благоприятная ситуация, когда…
– Знаете, кто может… Сейчас дело в том, что кредитное плечо кредитов в банках, оно, условно говоря, а если мы говорим о нормальном объеме коммерческой недвижимости, то она должна быть построена, в том числе, с привлечением банков, даже больше процентов составляющим. То есть, условно говоря, идеальная схема – это 30% своих денег, 70% заемных. Можно, конечно, построить за свои, но я, допустим, таких инвесторов местных не знаю, а ситуация такая, что импортные к нам…
– Почему-то не идут.
– Не придут. Не почему-то, а не придут, потому что это неоправданно. Если у человека есть, условно говоря, какой-то ресурс и он живет в Москве, то ему надо очень объяснить, для чего он должен приехать в Пермь и все это здесь закопать в недвижимость. Поэтому могут быть только патриоты, а таких богатых я не знаю. Поэтому очень важно – это все-таки привлечение кредитных ресурсов, а плечо сейчас, ну процент, так скажем, который сейчас есть, 15% в среднем, он не позволяет этот кредит отдать с точки зрения использования коммерческой площадки. Поэтому сейчас строить коммерческие площади… и вы видите, никто не строит. Но готовиться к этому надо. Есть масса вопросов, когда я называл срок 3-5 лет, то половина из этого срока – это подготовка документации и площадки.
– Вы упомянули банки, и я знаю, что минэкономразвития Пермского края худо-бедно, может быть, наоборот, все-таки пытается привлекать сюда новых игроков в этой сфере. Количество банков, которые появляются на территории Пермского края – это хорошее начало? Звонок есть какой-то, что... В конечном итоге, они ведь пытаются и часто консолидируются не на потребительском рынке, а вот именно на инвестировании в какие-то крупные проекты?
– Ну чем больше банков, тем лучше. Мы только рады. Но сейчас время такое, что они конкурируют в основном продуктом, а не процентной ставкой. То есть источник условно как бы денег, которые получают банки для того, чтобы потом их трансформировать в кредиты, он один и тот же. Поэтому процентная ставка, она примерно, так сказать, одинаковая у всех, плюс-минус, и она большая. Она большая и было бы все еще неплохо, как, допустим, до кризиса лет пару назад. Когда был рост экономики, как-то можно было с этим справляться. Сейчас сложно. Поэтому могут, и правильно делает правительство, привлекает игроков, но я считаю, сейчас могут построиться игроки, которые строят недвижимость для себя, ну тот же «Ашан», та же ИКЕА. То есть они работают сами как ритейл и понимают доходность, поэтому рассчитывают из этого всего окупить и недвижимость. А если ты просто строишь недвижимость и потом начинаешь привлекать игроков – вот эта позиция сейчас не работает.
– Вы про ИКЕА уже несколько раз упоминали. И вновь очередной виток этой самой истории: ИКЕА в ближайшей перспективе, как говорят все, все-таки не будет. Причем говорят, опять же, что это дело не в Перми, а в самой ИКЕА.
– Ну это дело и в Перми. Я говорю, что с чего я начал: ситуация, когда ИКЕА могла зайти совершенно спокойно, она упущена, не будем вдаваться в подробности. А компания такая, такого уровня компания – это у них диапазон планирования 20-25 лет. Поэтому я предполагаю, что в этом диапазоне ИКЕА город Пермь уже не рассматривает и мы должны встать в какую-то длинную очередь, когда у них руки дойдут, либо спровоцировать их на какие-то действия, или чем-то…
– Диверсификационным каким-то развитием…
– Или чем-то сюда заманить как-то. Но это уже вопрос к правительству, то есть как они смогут, какие дать преференции, помочь как, чем заинтересовать. Только в этом случае они могут прийти.
– Крупные игроки – всегда серьезная конкуренция для местных, кто здесь пережил и первый кризис, переживает сейчас второй. Вы не боитесь прихода сюда таких крупных игроков, как ИКЕА и «Ашан», иного формата?
– Ну а нам чего бояться? У нас есть какое-то количество коммерческой недвижимости, мы понимаем, как с ней работать, поэтому, нет, мы только рады, потому что появление дополнительных игроков – это как-то раздвигает рынок, это все равно, что, знаете, нет фитнес-центра в городе – ну и нет фитнес-центра. Появляется один – появляется развитие, появляются люди, которые начинают заниматься, им почему-то это становится интересно и необходимо, и на этой волне появляется рынок и появляются другие фитнес-клубы. То же самое было с «Колизеем». Мы, когда начинали, рынка условно такого не было, были по подвалам, условно.
– Качалки.
– Да. А сейчас уже, да, я смотрю, что народ и ходит, и из «Колизея» уходят, и из других – перетекание, выбирают – где лучше, где хуже, то есть много факторов на самом деле, программный продукт, доступность, туда-сюда. То есть появляется как бы это, и то же самое, я думаю, и с ритейлом – чем больше ритейла, тем больше активность.
– Самое-то важное обстоятельство, с которым сталкиваются многие крупные девелоперы, развивающие коммерческую недвижимость – это нехватка площадей для строительства, особенно в центре, в местах людских потоков. Это действительно актуальная проблема сегодня?
– Площадей – имеется в виду земли?
– Да, земли под застройку.
– Да, конечно, потому что если мы говорим о торговых центрах, ну, наверное, в настоящее время это более актуально, потому что стрит-ритейл, я считаю, у нас как бы пока умер. То есть магазины у дороги… Сейчас, если по городу проехать – ну мы говорим о Перми, так скажем – везде аренда. Это говорит о том, что ну не тянут, не тянут, магазины как бы не могут привлекать поток.
– Вы говорите в первую очередь не о продовольственных магазинах, потому что «Пятерочка», «Магнит»…
– Ну вот если говорить о стрит-ритейле, то, наверное, они представлены продовольственными магазинами сейчас, аптеками… Да, пожалуй, это и все. Больше ничего не выживает, остальное все – торговые центры. Так вот, построить торговый центр – конечно, это надо территорию большую, нужно иметь не только под здание, но и под стоянки, транспортную развязку. Ну да, такой земли как бы условно мало.
– Это несмотря на то, что Пермь все-таки большой город и по площади-то больше, чем многие наши соседи.
– Все занято, не поверите.
– А чем? Чаще всего это…
– Ну как? Все равно есть какие-то строения, есть собственники, есть охранные зоны, в общем, много чего есть. Можно во все это вписываться, но получается как бы не совсем дешево. Хотел бы сказать, что есть разные форматы, условно это тоже коммерческая недвижимость и в торговых центрах, есть там, допустим, загородная. Но они должны быть большие. То есть почему-то человек должен туда поехать, что-то так должно прийти ему в голову, что он должен собраться и поехать за город. Поэтому, прежде всего, объем. Это где-то порядка 150-200 тысяч и за 200 тысяч, это то, что может привлекать. Ну, думаю, неудачный, скажем, проект «Спешилов», то есть он не большой, не маленький, не загородный, не городской.
– Не городской?
– Вроде как бы и городской, а там население не живет. Поэтому, я думаю, им не просто, им, по идее, надо расширяться. Вот я думаю так, что надо построить, еще два таких же достроить.
– Рядом.
– Ну в одно здание, да. И сделать там досуговый центр, кинотеатр, и так далее. И тогда это будет формат загородного, потому что для пермяков все же дело в привычке, То есть поездка москвича в течение одного часа не считается каким-то подвигом, это нормально, поездка в любой магазин, так скажем. Для Перми час – это уже достаточно, ну а визуально ехать за Каму для тех, кто живут на этом берегу так просто – это уже какой-то подвиг. Поэтому это тоже надо учитывать. И здесь получается, что, да, я бы «Спешилов» увеличил в размерах.
– Президент ассоциации «Российский индустриальный альянс», депутат Законодательного собрания Пермского края Юрий Борисовец – гость программы «Районы-Кварталы» сегодня. Мы говорим сегодня о девелопменте. Если отходить от «Спешилова», у нас ведь по пальцам одной руки можно крупные торговые центры пересчитать, и я полагаю, что истории, сходные с той, что была в Екатеринбурге с их «Гринвичем» у нас уже не случится, мы этот момент упустили и если что-то подобное может появиться, то только в пригороде.
– Понимаете, все зависит от рынка. А рынка сейчас именно арендных площадей, его нет, ну сейчас рынок арендатора, то есть, арендаторы заказывают музыку. А бывает наоборот. То есть недавно время было арендодателей, то есть когда арендаторы стоят в очередь за площадями. Сейчас ситуация обратная. Это всегда бывает на этом рынке такое волнообразное. Поэтому сейчас мы наблюдаем все-таки снижение покупательной способности населения. И дай бог, если мы находимся на дне уже – это одна будет история. Если будем падать дальше… Ну, я думаю, сейчас идет некое переформатирование, в том числе и участников рынка, и предпочтения покупателя. И здесь какая-то возникает новая реальность. Какая она будет – ну вот и еще, что я не аналитик – могу вам примерно сказать свое виденье.
– Ну все равно от вас как от практика хотелось бы услышать.
– Мне кажется, сверхприбыли, которые мы наблюдали в разных областях деятельности у нас в стране, мы наблюдать уже не будем, потому что могут быть прорывы в каких-то товарах и услугах экспортного назначения, но они не будут иметь тотального значения для страны. Тотально – только нефть. Чтобы нефть резко прыгнула на свои прежние позиции – я не верю. Поэтому, исходя из этого, мы будем работать напряженно и зарабатывать, именно зарабатывать деньги. То есть раньше получали, то есть многие получали. Условно говоря, к бизнесу, в котором ты строишь одну квартиру, продаешь и покупаешь две много людей привыкло, а работать немногие. Поэтому сейчас как бы нужно работать. И, исходя из этого, покупательная способность населения, я предполагаю, будет повышаться, но не скачкообразно. Поэтому сейчас идет замена арендаторов, во-первых, в том числе непродовольственных, и продовольственного сектора. Могу сказать, что у нас была своя сеть универсамов, то есть у нас было пять универсамов, мы ее закрыли просто-напросто. Можно бы работать дальше, но мы посчитали, что и на сегодня, и в будущем ситуация не позволяет нам использовать магазины того формата, которые у нас были. То есть мы работали, условно говоря, на цене. То есть, это были достаточно большие магазины с наценкой. Сейчас выживают те, кто работает на опте. Поэтому законы бизнеса: «не можешь – продай или закрой». Как бы ни хотелось – мы от этой сети своей отказались. То же самое происходит сейчас в непродовольственном секторе, то есть, слава богу, идет замещение, наметилось в последнее время замещение арендаторов, в том числе и российского производства. Это что касается…
– А много их, кстати, российского производства?
– Не много, но есть. И они, конечно, уже не платят такую арендную ставку, как, допустим… но они хотя бы стали появляться. А что касается офисной недвижимости, тоже, как для меня ни странно, есть подъем по факту, но это, так скажем, не производственные фирмы занимают офисы, а больше сфера услуг. Ну и такие экзотические, как, допустим, институты или радио «Эхо Перми», тоже это как бы возникает и есть определенный подъем, но еще раз говорю, что основное все-таки, что хотелось бы иметь производителей и тогда это понятно, что идет рост. Но вот этого пока нет.
– У нас очень популярно в последнее время слово «реновация», когда крупные промышленные объекты в центре города закрываются и эта площадка коммерциализируется, туда заходят ритейлеры, туда заходят девелоперы. В Перми, если так посмотреть, это не совсем работает, если сравнивать нас, опять же, с тем же Екатеринбургом, с Москвой, естественно. Что скажете по этому поводу? Это может быть источником роста?
– Это в любом случае будет, вопрос только времени, потому что это идеальные площадки, которые есть, как правило, с коммуникациями. Любой завод города Перми, я считаю, возможно рассматривать под такие объекты, конечно, с учетом переноса. То есть, если есть у собственников ресурс перевести на новую площадку – могу сказать, как промышленник, это не совсем… Абсурдная идея, потому что когда идет, допустим, реконструкция, я в этом как человек, который прошел несколько больших реконструкций, считаю: проще построить новое. Поэтому я не очень понимаю, зачем ту же картинную галерею засовывать в казарму. Это, безусловно, можно выполнить эту задачу, можно и дворец построить в ангаре, но вопрос для меня как для депутата, интересно, сколько это будет стоить? В моем понимании это будет стоить в три раза дороже, чем построить новое здание.
– Кстати, о цене. Это вопрос, который задал наш слушатель, зная, что вы будете сегодня у нас в эфире, по поводу стоимости производства сегодня. Не промышленных товаров, естественно, а стоимости организации коммерческих и бизнес-площадей. Все говорили, спрос упал, вы отметили это уже, но ведь очень много материалов, которыми пользуются строители, импортного производства, и здесь получается такая двоякая ситуация: с одной стороны, падает спрос и рынок сегодня арендатора, а с другой стороны, серьезно удорожает сама организация этого коммерческого пространства.
– Ну смотря что строить. Если мы сейчас находимся в здании «Грин Плаза», то, я думаю, что в этих условиях никто вторую «Грин Плазу» в городе Перми не построит, потому что начинка сама вся импортная, лифты дорогие, эскалаторы, и вообще это умный дом такой как бы, который с пульта управляется. Смотря что строить. Если строить попроще, использовать российские лифты и заменители, то не так и дорого.
– Ну попроще – это ведь не значит качественнее? Или все-таки сегодня есть предложения, которые могут каким-то образом сравниться по качеству?
– Ну я не знаю, что наш челябинский лифт обладает скоростными качествами. Ну он едет…
– И слава богу, да? Это как телега с, не знаю, с дорогим автомобилем.
– Ну едет, самое главное, что едет.
– Законодательство тоже интересует многих наших слушателей. В последнее время конфликт интересов бизнеса и населения, что, скажем так, в общих чертах, он присутствует, и власть чаще всего встает на сторону населения, хоть и обвиняют в лоббизме многих девелоперов, но, тем не менее. От многих ваших коллег приходилось слышать, что «мы готовы действовать по правилам, которые устанавливает государство, но пусть эти правила будут работать в течение определенного времени, а не скакать из года в год, из документа в документ». Действительно существует такая проблема?
– Да, безусловно, проблема есть, но я бы взял пошире. Дело в том, что у нас новому государству, которым является Россия, не так много времени. И в настоящее время у нас в стране живут разные социальные группы, есть…
– Люди старой закалки…
– Которые в Советском Союзе прожили, все, их уже не переделать, и надо их… с пониманием отношусь. Есть, которые немного пожили в Советском Союзе, начиная… Ну типа меня, например. Есть вообще кто не жил. Это совершенно разные у людей интересы и надо их совместить. И через это как бы позиция бизнеса до сих пор государством не определена, больше о ней говорят. Ну хорошо, хоть говорят. И надо понимать, что ничего другого мы не придумаем, у нас нет другого налогоплательщика, кроме бизнеса. И сейчас вот, последнее, и, слава богу, как бы и кризис тут помогает, есть хорошие моменты, все стали на это обращать больше внимания, и на те неудобства, которые бизнес испытывает, которые система порождает, ну те же самые проверки, например. И преференции для бизнеса. Я хотел бы сказать, что надо еще понимать, что у нас и бизнесменов-то ведь нет. Вот это, в моем понимании, это штучный товар для России. Ну нет этого. Период советской власти много чего порешал, если 70 лет и плюс перестройка. Так, ну это… Для меня поколение – это 25 лет, ну а четыре поколения сменилось. Нет генетической памяти. Люди не хотят работать сами. То есть, привыкли ходить на работу. В этом ничего плохого нет, в наемном труде, пришел, себя продал, получил заработную плату, вернулся домой, голова не болит, ответственности, как правило, ноль. А вот так, чтобы взять на себя… Сейчас на бизнесмена ложится громадная нагрузка, у него большая ответственность, уголовная, там статей, я не знаю, сколько.
– Юрий Львович, по поводу неумения работать на себя: это ведь серьезная проблема, ведь те, кто на себя работать все-таки может, в конечном итоге персоналии достаточно здравые, понимают, что со всех сторон их зажимают, вынуждают их идти на ухищрения и уловки.
– Да нет, ну почему ухищрения и уловки? Я просто говорю, что вот еще раз: это штучный товар, люди, которые на это идут, их не много. И вот есть некий общий ведь, такое поверие: давайте людям деньги раздадим, они станут бизнесменами. Ничего подобного, мы просто денег не увидим и никто бизнесменом не станет. Но эти люди все равно, они возникают. Но я здесь говорю не об этом. Это единицы. А в том, как нам массово это все возродить. Поэтому здесь путь только один. И правительство со стороны в этом направлении смотрит, и мы как депутаты, и правительство Пермского края. То есть надо уходить в микрофинансирование. Уходить в патентную систему – то, что мы сделали вначале года, то есть, снизили стоимость патентов по краю в целом. Некоторые патенты сейчас по направлению вообще бесплатные. То есть людей надо приучать к тому, что они могут и вообще от них отстать. Вот он работает сам на себя и сам себя обеспечивает – и слава богу.
– Он кормит себя, свою семью.
– Если кто-то у него еще работает – вообще герой. Вот не надо их вообще трогать, никакие проверки, ни налоговые – ничего. И вот они дадут как бы, я думаю, что если это будет массово, то у них когда-то появятся дети, они уже будут на все это дело смотреть, это уже будут привычные к этому процессу люди. Ну, это, к сожалению, мне кажется, займет какое-то время. А сейчас бесспорно есть интересы и, видите, исходя из того, что я сказал, как бы разные социальные группы, не все однозначно относятся к бизнесменам. Люди так не привыкли. Всю жизнь работали в другой системе, никого-то не было, а сейчас какие-то появились тут, жить мешают, что-то там строят под окнами и так далее.
– Некоторые наши слушатели, кстати, придерживаются мнения, что вот этот торгово-банковский капитал, как они его называют, это тупиковый путь развития, что сегодня главное – строить предприятия промышленные, возрождать производство.
– Все правильно вы говорите. Вот моя позиция: я считаю, что мы неправильно относимся к банковской системе, она не выполняет ту функцию, которую должна выполнять, а именно функцию сопровождения денег до конкретного кредитополучателя и контроль этих денег, так, чтобы деньги уходили не куда-то там на биржу, усложняя нам жизнь, создавая инфляцию, а чтоб они уходили в целевую, значит, в реальный сектор экономики. И во всем мире происходит именно так, когда банк отслеживает этот кредит и он контролирует его использование, видит конечную…
– Цель, а не просто ждет возврата кредита.
– Да, цель, да, да, и получается… А сейчас получается, банк нашел денег, и как любая коммерческая организация, ничем не ограниченная, думает, как больше заработать. В итоге все зарабатывают, а производство не развивается. Вот так.
– Еще один вопрос от нашего слушателя по поводу конкуренции в сфере девелопмента сегодня. Приход, ну по крайней мере, в жилищное строительство игроков из других регионов серьезно пошатнул позиции местных. То же самое происходит, наверное, и в коммерческой недвижимости? Принято считать, что конкуренция – это всегда хорошо. Но вы согласны с этим?
– Ну я не вижу, что сейчас кто-то строит коммерческую недвижимость. Назовите мне адрес. Я еще сказал, что это в моем понимании за здравым смыслом и может носить только точечный характер, если есть альтруисты, богатые местные патриоты, у которых есть деньги профинансировать объект полностью. Еще раз говорю, что я примерно понимаю, кто что может. У нас таких нет.
– И не будет?
– Ну почему не будет? Все у нас будет, но сейчас – нет. Поэтому, я считаю, коммерческую недвижимость сейчас не строит никто. Единственно возможный вариант ее строительства – это те, кто строит ее под себя. Ну я уже говорил, то есть тот же «Ашан» может под себя построить совершенно спокойно.
– В свое время ассоциация как раз «Российский индустриальный альянс», создаваясь, преследовала цель объединения крупных промышленных предприятий для решения общих вопросов. В девелопменте сегодня это возможно? Здесь большие деньги тоже и серьезные задачи? Или здесь все-таки человек человеку волк? Девелопер девелоперу…
– Нет, ну это разные задачи. Для чего создавался «Индустриальный российский альянс», это было как бы одно из названий, это видно, и это была внутренняя корпоративная история и мы объединяли свои промышленные активы, коих у нас было и сейчас есть. Поэтому это управляющая компания и из того, чем мы управляем. В основном мы занимаемся промышленностью и как бы являемся промышленниками. Девелоперы – у нас побочная сфера, но, тем не менее, она как бы присутствует, в том числе мы ее и эксплуатируем, почему я с вами и сижу, рассказываю.
– Но, кстати, она занимает, вы сказали, побочное, и у меня как-то сердце екнуло. Она, если посмотреть в процентном соотношении, на нее сколько приходится сил, ресурсов, отдачи? Это существенная часть деятельности вашей?
– Ну все-таки мы больше промышленники. Мы за производство. Это как бы так. Ну а сейчас, видите, отдача какая? Слава богу, объекты не генерируют убыток и это уже хорошо, то есть по нынешним временам это уже хорошо. Дальше как рынок будет складываться. То есть из того, что я уже сказал – нет понимания, мы на дне или еще нет. Очень бы хотелось, чтобы уже были на дне.
– Неопределенность хуже, чем четкое понимание, что мы находимся там, откуда уже только вверх можно смотреть.
– Ну, видите, очень много вводных политических, стратегических, экономических, которые мы как бы не видим и рассуждать о тенденциях, глядя в телевизор, достаточно сложно. Можем одни вещи, которые воспринимаем так, а на самом деле они выглядят совершенно по-другому. Пока надо исходить из того, что покупательная способность, она небольшая. Поэтому развивать, я считаю, нужно только в плане подготовки тех же самых площадок, проектов, документации. Но в стройку идти…
– Пока рискованно.
– Ну это путь в никуда.
– И последний, наверное, вопрос, даже блок вопросов. Для девелопмента очень важно развитие инфраструктуры и здесь уже вопросов очень много к власти: дороги, мосты, коммуникации. У нас с этим пока не все гладко. Даже если бы мы находились в иных экономических условиях, это было бы серьезным – эксперты говорят – серьезным тормозом для развития коммерческой и офисной недвижимости, да и, собственно, жилой тоже.
– Согласен, это решающий фактор для развития и с этим у нас не все гладко.
– Делать-то что? Есть какие-то намеки? Сделать-то что-то нужно? Есть сегодня у Перми какая-то перспектива в этой части?
– Ну я считаю, что нам надо работать над управленческой командой, потому что пять министров строительства за последний период – это как бы слишком. И сейчас его нет. На данный момент министра строительства у нас нет. Поэтому… кто чем занимается? Бесспорно, работа идет, но не так, как бы хотелось. Поэтому инфраструктурные проекты, которые у нас к реализации уже намечены давно, так он все и болтается. Поэтому, я думаю, что в этом надо поработать.
– Все. Спасибо большое! Юрий Борисовец, президент ассоциации «Российский индустриальный альянс», депутат законодательного собрания был гостем программы «Районы-Кварталы» на этой неделе. Юрий Львович, большое спасибо!
– Спасибо!
– До новых встреч, до свидания!
___________________
Программа вышла в эфир 4 августа 2016 г.