Верхний баннер
02:05 | ПОНЕДЕЛЬНИК | 29 АПРЕЛЯ 2024

$ 91.78 € 98.03

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

13:32, 20 октября 2011

Итоги сельхозлета

Ведущий: Здравствуйте, друзья. Мы продолжаем прямой эфир на 91,2 FM. У микрофона Роман Попов. И сегодня у меня в гостях Иван Огородов, замминистра сельского хозяйства Пермского края. Иван Петрович, здравствуйте.

 

Иван Огородов: Здравствуйте.

 

Ведущий: Тема, с которой вы к нам пришли, это, соответственно, отчет. Вот мы весь октябрь, так или иначе, отмечаем день сельского хозяйства или день работника сельского хозяйства, что, в общем, одно и то же.

 

И.О.: И перерабатывающей промышленности.

 

Ведущий: И перерабатывающей промышленности. Мы тут с вами перед эфиром пытались разобраться, в какой же день, на самом деле, нужно его отмечать, и пришли к выводу, что, в принципе, в любые выходные октября. Тем более, что как раз уже вроде все на спад, уже все, что могли собрать, собрали, итоги подведены. Так что гуляй. По этому поводу гуляем, есть повод-то погулять?

 

И.О.: Да, на самом деле, повод погулять есть. И, собственно, 2011-й год с точки зрения сельхозпроизводства довольно-таки интересен. И преодолели определенные кризисные вещи, связанные с засухой с прошлогодней, разобрались с отраслями птицеводства, свиноводства. Какие-то убытки, хоть и были, они возместились. Непростой прошлый год был и начало текущего. В 2011-м году, действительно, был собран и по каким-то вещам еще собирается, допустим, картофель, овощи, еще уборка идет. Собран довольно-таки неплохой урожай, получен результат. И, что касается цифр, можно озвучить их. И обычно сравниваем с предыдущим годом. С 2010-м годом сравнивать не очень корректно. Сравниваем с 2009-м, потому что он был самым урожайным. И по урожайности зерновых мы серьезно выше, чем 2009-й год, по картофелю тоже урожайность выше, по овощам, по основным таким продуктам. Если говорить про животноводческую отрасль, то производство молока тоже, в общем-то, увеличивается. И очень важно непросто напроизводить больше молока или картофеля. Чтобы это было действительно востребовано, чтобы этот продукт имел свою соответствующую цену. Хоть и цена снижается, но, в принципе, сельхозпредприятия, большинство предприятий, которые более технологичны, они оценивают тот год как успешный. И поэтому праздник, собственно, на позитиве. И на самом деле, на краевом уровне он будет 27 октября, на федеральном уровне он отмечался на прошлой неделе. И, в общем-то, в принципе, позитивные результаты в целом по Российской Федерации по аграрному бизнесу.

 

Ведущий: Я правильно понимаю, что, если вдруг в 2012-м году будет какой-нибудь опять провал, то в 2013-м вы будете сравнивать не с результатами 9-го, а с результатами 11-го?

 

И.О.: Конечно, точно. Все равно с пиковыми какими-то результатами в денежном выражении, в объемном выражении все равно сравнивается. То есть в денежном выражении объем произведенной продукции даже при снижении определенной цены, все равно они больше.

 

Ведущий: Проще говоря, в этом году поставлен определенный рекорд.

 

И.О.: Ну, да, можно так сказать.

 

Ведущий: Хорошо. С этим рекордом что делаем? Вырастить – вырастили. А дальше?

 

И.О.: Продаем, потребляем, мы, как потребители, с вами. Собственно довольно-таки серьезно работаем, и сами предприятия работают по сбыту по картофелю, как на внутреннем рынке, так и за пределами продается результат сельскохозяйственного производства. И тему сбыта можно разделить на две части. Это работа крупных сельскохозяйственных предприятий, которые работают либо сетями, либо с логистами, с оптовиками, и производят уже в тысячах тонн, условно говоря. Для них мы проводим круглые столы. Например, недавно был в Лысьве, в Березниках. И встречаемся с сетевыми компаниями, с сетями. Отправляем, например, наших поставщиков в «МЕТРО». И, в принципе, определенное взаимодействие есть. Ну, по крайней мере, «Овен» там сказал, что скоро уже зайдет в «МЕТРО» со своим продуктом, и правильно выстроят уже отношения. Что касается небольших предприятий, это фермеры, это личные подсобные хозяйства, то для них мы организуем вместе с муниципалитетами, в первую очередь муниципалитеты это, проводят… здесь активно проводятся ярмарки. Ярмарки и выходного дня, и сезонные ярмарки. Если говорить про сезонные, всего весной и осенью текущего года на территории края проведено еще проводится 140 ярмарок. Это сезонные ярмарки. Плюс порядка в десяти районах появились ярмарки выходного дня. То есть с определенной периодичностью фермеры, личные подсобные хозяйства имеют возможность прийти на центральную площадь города и продать какую-то продукцию. То есть очень неплохой канал реализации.

 

Ведущий: А у нас в Перми?

 

И.О.: В Перми тоже, в принципе, ярмарки на эспланаде были, и ярмарки были в других районах. В Кировском районе, в Мотовилихинском районе. Есть возможность продать у фермеров на Центральном рынке. И буквально недавно с руководством Центрального рынка встречались. Есть возможность продать фермерам, допустим, на рынке 9 мая. Ну, в общем-то, город эту тему активно развивает. И здесь очень важно, чтобы мы двинулись в более цивилизованные форматы. Обсуждали мы с операторами, чтобы это были, может быть, быстро возводимые конструкции, качественные, цивилизованные, и так далее. Хотел остановиться на интересном проекте, который запустим с 1 ноября, и тоже в эфире «Эха Перми» это, по-моему, уже обсуждалось. Это проект «Ваш фермер». С 1 ноября потребитель, который пользуется Интернетом, может выйти на портал «Ваш фермер» и заказать продукцию, и не только, допустим, мясо, овощи, еще что-то. Ну, то есть, будет выстроен определенный рейтинг фермеров, и потребитель будет иметь возможность заказать себе на дом какую-то продукцию. И это не только сиюминутный, допустим, заказ. Сегодня заказ – завтра привезли. Если вы понимаете, что у вас скоро день рождения, можете заказать, например, допустим, кусок мяса, и еще чего-нибудь. Идея родилась откуда? Была и есть Интернет-игра «Фермер». В эту игру очень многие играли, офисные работники. Ну, собственно, из этой игры родилось предложение реалити-проекта. И через этот портал можно будет заказать у фермера, например, попросить его вырастить для себя 10 мешков картошки к следующей осени. То есть очень важно выстроить взаимоотношения между фермерами и своими потребителями, чтобы потребитель знал, может быть, в лицо, знал, где производится эта картошка или баранина.

 

Ведущий: То есть получается такая ситуация, что сейчас еще, вот до того момента, когда человек садит картошку, он уже знает, сколько он должен собрать?

 

И.О.: Ну, да. У него есть какой-то заказ, у него понимание, куда он продаст этот продукт, он знает своих потребителей. Ну, может быть, не в лицо, но, по крайней мере, есть какой-то сформированный заказ. Это правильно. Чтобы не просто вырастил, и потом начинаешь бегать по мини-рынкам ее продавать. Собственно, должен быть понятный объем, под что подстраивается технология, и так далее.

 

Ведущий: Хорошо. Вот, в принципе, это понятно. Это такая новация, это еще будет, это мы еще запустим, и так далее. Вот на данный момент. Вы же оцениваете, наверняка, риски, оцениваете рентабельность этой истории, скажите, вот что эксперты говорят? Или вы так вот пытаетесь наобум запуститься, а там посмотрим?

 

И.О.: Вы про проект «Ваш фермер»?

 

Ведущий: Конечно.

 

И.О.: На самом деле он реализуется как самостоятельный бизнес-проект компании, которая тоже включена в список предприятий «Покупай пермское». И, собственно, они это оценивают как бизнес-проект. Соответственно, очень серьезная проработка ведется и по интерфейсу, по логистике. Это не просто собрать какое-то количество продукта, и довести эту продукцию до дома потребителя, собственно, и автомобили в лизинг покупаются, и так далее. То есть это новый такой вот бизнес-проект.

 

Ведущий: Вот пришел вопрос. Уж коли мы про картофель пока говорили. Антон спрашивает: «Раньше государство поддерживало потребкооперацию по закупке продовольствия у населения. То есть частные личные подворья поставляли продукцию кооператорам, те реализовывали картофель в городах и на предприятиях. Будет ли поддержка в дальнейшем? Оборотные средства, субсидирование».

И.О.: Ну, вот для потребкооперации есть довольно-таки серьезный инструмент поддержки, и на федеральном уровне тоже это активно развивается, и там основные средства все-таки федеральные. 95 процентов от ставки рефинансирования. Есть льготный кредит для предприятий, которые занимаются закупом, и являются сельскохозяйственными потребительскими кооперативами. То есть ставка рефинансирования, как по краткосрочным, так и по инвестиционным кредитам этим предприятиям возмещается. То есть ставка рефинансирования на сегодняшний момент 8,75. Это довольно-таки приличные деньги. От этой ставки рефинансирования 95 процентов – это федеральные средства. То есть, в принципе, федерация не ограничивает нас в этих деньгах на сегодняшний момент.

 

Ведущий: То есть потребкооперацию мы таким образом тоже поддерживаем?

 

И.О.: Конечно, да. И если, допустим, потребкооперативы будут планировать, например, строительство каких-нибудь логистических центров, и, например, цехов по убою скота, и так далее, у нас под это тоже есть определенные инструменты. Не только кредитные, но и инвестиционные.

 

Ведущий: Слушайте, я вот еще раз вернусь к слову «рекорд». Вот у нас же есть, может быть, обывательская точка зрения, что когда слишком мало - это плохо, когда слишком много – это тоже плохо, потому что, когда слишком мало – это плохо для покупателя, когда слишком много - плохо для производителя. Вот у нас баланс этой осенью соблюден?

 

И.О.: По разным отраслям, как говорится, картинка разная. Вот, например, взять зерно. Есть макроэкономические показатели. Если бы, например, не было принято решение на федеральном уровне о том, что мы торгуем с заграницей, да, и большие объемы пошли туда, и весь объем зерна остался бы на российском рынке, то есть, это бы очень серьезно уронило цену. И она бы упала ниже четырех рублей, и никому бы выгодно не было. Определенные условия для того, чтобы Россия стала торговать со внешним миром по зерну были созданы, и, собственно, цена на зерно сейчас держится на выгодном для предприятий рубеже. 5-6 рублей – комфортная цена. По картофелю тоже определенные таможенно-тарифные вещи на российском уровне были приняты, и. в принципе, цена сейчас на картофель, на овощи не падает серьезно. По молоку тоже устойчивая цена. По мясу, на самом деле, даже несколько выросла цена. Особенно по говядине, например. Потому что на российском уровне, например, говядины мало. Не достает. По свинине цена немножко снижается. То есть по разным продуктам по-разному. Весь вопрос в себестоимости производства этого продукта. В принципе, те, кто использует технологии и те, кто получает достаточные привесы, надои, урожаи, и так далее, обеспечивают технологичное производство, в общем-то, в достатке.

 

Ведущий: То есть в данном случае, если вдруг кто-то и теряет на слишком хорошем урожае, то только те, кто пользуется устаревшими технологиями.

 

И.О.: Да.

 

Ведущий: Иван Петрович, вот еще один момент. Поговорили об итогах этой осени. Давайте немножко на будущее заглянем. Я так правильно понимаю, что помимо прочего, помимо урожая вы занимаетесь еще и внедрением новаций в образование, в технологии, еще что-нибудь? Вот об этом чуть более подробно.

 

И.О.: Да. В этом учебном году мы запустили новый проект. Он стал продолжением большого проекта «Кадры в АПК». Не секрет, что очень часто говорится, что не хватает кадров квалифицированных, и так далее. В прошлом году мы реализовывали проект «Агроклассы». Тоже довольно-таки интересный, и многими обсуждался этот проект, где с помощью видеоконференций, с прямым общением через районы общались со школьниками, в общем-то, учили их основам агробизнеса, и так далее. В этом году учебном мы запустили подпроект «Агропрофи». Собственно, суть его в том, что мы, в принципе, используя ту же самую модель, модель общения через видеоконференцию и, получается, трансляцию истории успехов, ребятам, обучаем довольно-таки приличное количество ребят, которые обучаются сейчас в колледжах и техникумах, именно сельскохозяйственных, В «Агропрофи» на сегодняшний момент набрано 140 ребят. Вот уже две видеолекции мы с ними прошли. Поизучали, что такое агробизнес, поизучали, что такое государственная поддержка. На этой неделе они начнут ездить по успешным предприятиям, чтобы им показали, как на самом деле можно ходить в тапочках по ферме. Чтобы им было интересно. Чтобы сельское хозяйство не ассоциировалось с непривлекательным трудом. И к агропрофессионалам будущим мы приглашаем, в том числе, «Россельхозбанк», приглашаем лизинговые компании, чтобы они рассказали, как после того, как закончится их обучение в среднем специальном учебном заведении, как запустить свой бизнес, как организовать его, как, вообще, начать свое дело, как взять кредит, и так далее. Ну, и при этом мы с ребятами договариваемся, чтобы они сейчас для себя приняли решение, кто они - либо они наемные работники, либо они будущие предприниматели. И, собственно, отдельные программы для них проводим. Те, кто действительно будущие работники предприятий, они, собственно, нарабатывают свои компетенции, знания в технологии.

 

Ведущий: А в каком возрасте они должны определиться?

 

И.О.: Ну, вот сейчас им по 17, 19, 20 лет. Собственно, это такой возраст для того, чтобы пройти какую-то развилку для себя. Для этого мы с ними общаемся, рассказываем, какие стартовые условия для этого есть. Спрашиваем, что у них есть, какие знания и так далее. Напитываем их дополнительной информацией. И, в общем-то, есть в каждом среднем специальном учебном заведении, так называемый, супотер. И, в общем-то, он продолжатель нашей идеологии.

 

Ведущий: То есть и получается, что сейчас вы просто на новый виток их выводите, да?

 

И.О.: Да.

 

Ведущий: То есть, если вы, условно, хотите заниматься агробизнесом как бизнесом, вам сюда.

 

И.О.: Да.

 

Ведущий: Если вы просто агроном по призванию, не бизнесмен, ну, тогда вот здесь, да?

 

И.О.: Но тоже агроном должен, получается, мыслить и воспринимать свою деятельность с точки зрения эффективности, оптимальности, результата и так далее. То есть непросто вырастил, посадил, а чтобы какой-то результат денежный, в производительностях, в урожайностях и так далее. То есть научить не процессу производства, а чтобы люди мыслили результатами.

 

Ведущий: Желающих много?

 

И.О.: Ну, вот практически все средние специальные учебные заведения в этом участвуют на сегодняшний момент, за исключением Чернушинского технологического колледжа. Ну, я думаю, он подключится к этому. А остальные сельскохозяйственные колледжи - Пермский, Кунгурский, Осинский, Зюкайский, Юсьвинский – все участвуют.

 

Ведущий: В данном случае, когда я говорю про желающих, я имею в виду скорее… ну, вот студентов. То есть группы набраны…

 

И.О.: Да. То есть сейчас уже технологический процесс. Мы уже с ними активно работаем. Я им прочитал две видеолекции, получается, вот по основам агробизнеса, по господдержке. Дальше они сейчас съездят, встретятся с руководителями, специалистами предприятий. Дальше мы им прочитаем лекции по бизнес-планированию. Следующий этап – они должны посмотреть успешные примеры организации малого бизнеса. То есть, допустим, в розарий съездить Южакова, посмотреть, как организованы там рулонные газоны, еще что-нибудь или агроферма-усадьба, которая делает семена, еще что-то, рассаду какую-то. То есть очень важно их не просто учить на схемах, которые висят на стенах. Их очень важно погружать в интересные вещи, связанные с их бизнесом. Как это организовать, как растет, как мычит и так далее.

 

Ведущий: Вот смотрите, я вспоминаю одну из фраз, произнесенных руководством, сейчас непринципиально уже, кем именно, руководством министерства сельского хозяйства несколько лет назад. Фраза была такая: «Вы должны понять, что сельское хозяйство – это не отрасль, в которой государство занимается соцподдержкой, это отрасль, в которой люди зарабатывают деньги». Вот на данный момент, это было, еще раз говорю, несколько лет назад. Вот на данный момент вы приблизились или приблизили людей в этой отрасли к этому пониманию

 

И.О.: В самом начале, это конец 2008-го – начало 2009-го, как раз… мы по формальным признакам разделили предприятия, именно юридические лица на бизнес и занятость. И в самом начале всего 30 процентов предприятий были… даже чуть меньше, назывались бизнесом. На сегодняшний момент мы уже подходим к 50 процентам. Мы считаем, что определенное движение и определенные изменения в отрасли есть. И, собственно, вот проводим круглые столы… картофельников собирали, вчера собирали предприятия, которые занимаются производством зерна, мукомольный завод собирал. Уже приятно слышать, что руководители, собственники общаются уже на бизнесовом языке. И они понимают, что у них есть рынок сбыта, они понимают, какого качества нужна продукция. То есть в первую очередь во главу угла ставят рынок, потребности. И, исходя из этого, выстраивают эффективность своего производства. То есть качественные изменения, я считаю, что происходят. Многие задают вопросы про развитие инфраструктуры, потому что не всегда успевает инфраструктура за развитием бизнеса. Вроде бы научились зарабатывать деньги, выстроили предприятия как бизнес. А дорог, газа и так далее еще не везде есть. Ну, вот это такое инфраструктурное препятствие, если можно сказать. Связи не всегда нет. Мы приучаем, например, руководителей пользоваться сайтом, блогами и так далее. Ну, у нас не всегда есть качественная Интернет-связь и так далее. То есть ограничение в инфраструктуре, оно есть.

 

Ведущий: Ну, а мировоззрение, мышление меняется?

 

И.О.: Конечно.

 

Ведущий: Иван Петрович, вот несколько вопросов пришло по ICQ. «Цена на картофель стала высокой, в том числе, по причине, что государство субсидировало постройку овощехранилища. После этого предприниматели затаривали хранилище, ждали роста цен, не продавали картофель по осенней цене. Есть, где хранить, можно придержать до зимы, когда цена вырастет. Развейте мои опасения, что такого не будет в этом году». Пишет Антон.

 

И.О.: Предприятия, особенно крупные, взять там Беляевка, «Овен» и так далее, они на хранение в свои картофелехранилища, которые были построены, они закладывают всего 30-40 процентов от всего урожая. Остальное они, на самом деле, продают. И, собственно, мы ведь, как потребители, хотим потреблять не, допустим, осенью по 3 рубля, а зимой или весной потреблять по 40, да. Мы хотим более менее какой-то стабильности. И картофелехранилища, они как раз были построены, внедрены для того, чтобы на рынке была стабильность, чтобы не было перепадов в разы или в десятки раз. И я не скажу, что со строительством хранилищ стали такие… как-то серьезно рынок поменялся. Это добавило устойчивости и стабильности рынку.

 

Ведущий: Ну, тут речь идет вот о чем. То есть, если хранилище есть, то в таком случае предприниматель фактически зажимает товар, ждет, когда его можно сбагрить подороже.

 

И.О.: Не, ну, при этом 60 процентов произведенного продукта он… даже иногда больше, продается именно в сезон. Ну, имеется в виду, осенью. А на самом деле раньше хранилища эти были, и, допустим. Крупные производители продавали в систему ГУИН, например, в социальные какие-то учреждения. Вот в Березниках большая база. Они продавали осенью, это куда-то закладывалось на хранение. И оттуда поступало в реализацию.

 

Ведущий: Антон интересуется: «В рамках проекта «Покупай пермское» велась борьба с привозным яйцом из других регионов. Часто привозили просроченное яйцо со свежими документами. Чем все закончилось?»

 

И.О.: Да. И там даже было разбирательство антимонопольной службы, и определенные решения были определены, выставлены. И об этом можно познакомиться… с этими материалами на сайтах ФАС. На самом деле нам интересно, чтобы на внутреннем рынке появлялось, в том числе, местное яйцо. И Чайковская птицефабрика в этот период зашла очень серьезно в сети, и продается неплохо. «Комсомольская» птицефабрика тоже продается, и считаю, что довольно-таки на неплохом уровне. И Менделеевская птицефабрика на прилавках есть. Весь вопрос… практически во всех сетях есть возможность выбора. Собственно, есть и Чайковская, и Менделеевская, «Комсомольская», есть и внешние поставщики. Весь вопрос, как потребитель… есть ли привязанность потребителя к какому-то конкретному продукту? То есть, пожалуйста, выбирайте.

 

Ведущий: Здравствуйте. Алло.

 

Слушатель: Алло. Здравствуйте. Вот такой вопрос интересный. Скажите, пожалуйста, насколько ваши мелкие хозяйства, которые называются фермерские, могут противостоять тем хозяйствам, которые были в советские времена – сильные, крепкие, уверенные в себе? И по всей области. Насколько процент ваших хозяйств сегодня в процентном содержании советскими?

 

Ведущий: Скажите, как вас зовут?


слушатель: Александр. Извините, пожалуйста.

 

Ведущий: Спасибо вам большое.

 

И.О.: Спасибо за вопрос. На самом деле, если говорить про все, что производится на территории края, в денежном выражении порядка 25 миллиардов рублей, вот это вся сельхозпродукция, практически 60 процентов – это сельхозорганизации, предприятия, 40 - это личные подсобные хозяйства и крестьянско-фермерские хозяйства. Мы говорим, что противостоять эти две категории не должны. У них должны быть свои потребители и рынки. То есть, если для крупняка рынок – это, допустим, сети и крупные оптовики, для фермерских хозяйств рынок сбыта – это как раз ярмарки, это Интернет-проект, о котором я говорил. И по качеству, и по позиционированию на рынке должны быть совершенно разные продукты и разные потребители. То есть, сказать, что должно быть какое-то противостояние между двумя этими категориями, ну, не совсем правильно. Нужно просто на рынке позиционировать фермерский продукт и продукт, который произведен индустриальным предприятием.

 

Ведущий: Ну, вам же о чем вопрос задали? Я расшифрую просто, как я это услышал. Вам сказали. Вот вы развалили Советскую систему. Вот вы все развалили – крупные хозяйства, крепкие совхозы. Вот вы все это отослали там ко всем… и так далее, и тому подобное. Непечатно. Вот вы говорите, что вы создали вроде какую-то новую систему. Так вот скажите, эта новая система конкурентоспособна по сравнению с остатками советской? Вот и все. Вот о чем вас спросили.

 

И.О.: Да. Часть предприятий, которые на сегодняшний момент успешны и эффективны, они родом-то ведь, собственно, в том числе, из Советского Союза. И многие руководители, которые сейчас возглавляют предприятия, в том числе, бизнеса, они родились и выросли там. То есть, я не скажу, что мы принципиально новую систему создали. Использовали то, что было наработано, тот ресурс, который сохранился, и он, получается, переведен в категорию бизнеса и эффективности. И плюсом к этому внедряем бизнес-процессы и создаем новых предпринимателей. То есть, я не скажу, что развалилось полностью то, что было создано, та инфраструктура, которая была построена в 80-е, 70-е. То есть ряд даже объектов, они еще работают. Взять свинокомплекс «Майский». Он в 70-х годах построен. Работает и приносит приличный доход. Или Шадейка та же.

 

Ведущий: Давайте так вот. У нас четыре минутки остается. И эти четыре минутки мы быстро посвящаем вашим планам на будущее.

 

И.О.: Хотел еще рассказать о новом направлении, связанном с землей, которое сейчас, ну, просто очень серьезным образом идет на уровне муниципалитетов. С 1 января было принято новое изменение в федеральное законодательство о земле, о паевой земле. И оно вступило в силу буквально недавно, с 1 июля. То есть сейчас все паи… В начале 90-х годов каждому человеку был выдан земельный пай. И он должен был им как-то распорядиться. Либо внести в качестве взноса в уставно капитал, либо отдать в доверительное управление, либо выделить, там, оформить, продать, себе использовать. И федеральный законодатель принял решение, что нужно следующий этап земельной реформы. И с 1 июля те земельные паи, которыми люди не воспользовались, эти земельные паи изымаются. Изымаются в поселенческую собственность, и в течение определенного периода времени, собственно, эти земельные паи продаются предприятию, которое работает на этой территории. То есть здесь основная наша задача, чтобы бизнес стал более капитализированным. Вот такое мы понятие с предприятиями используем, чтобы земля появилась в собственности у бизнеса.

 

Ведущий: Я сейчас, возможно, дилетантский вопрос задам. Но представьте себе ситуацию, при которой вдруг, не знаю, родственники, сын узнает о том, что, оказывается, у него папаша счастливый обладатель вот этого пая…

 

И.О.: Ваучера. Это земельный ваучер.

 

Ведущий: Земельный ваучер. Сейчас отберут, а он-то, он-то, ребенок новой формации, он-то прекрасно бы знал, как воспользоваться. Я о том, что время-то еще есть быстро решить вот эту проблему у тех, у кого ваучер на руках? Или уже все, опоздали?

 

И.О.: Здесь, опять же, на уровень поселения это решение отдается. И вот недавно прошло собрание пайщиков, например, в Суксунском районе. Они собрались все, там большой колхоз 93-го года, и решили. Те, кто совсем давно уехал, умер или где-то не воспользовался, потерялся этот пай, собственно, он изымается. Те, кто говорит – я еще вот, вот он, я здесь, ну, поселение принимает решение, что, да, хорошо, ты здесь. Вот, давай, тебе срок определенный, выделяйся и так далее.

 

Ведущий: То есть в данном случае еще можно успеть?

 

И.О.: Ну да.

 

Ведущий: Хорошо. В таком случае, вот сейчас закончился, пожалуй, один из самых важных сезонов. Буквально на понимание в двух словах. А чем сейчас будет заниматься сельское хозяйство…

 

И.О.: В течение зимнего периода?

 

Ведущий: Да, вот когда конец осени, когда зима. Потому что даже весной уже все понятно.

 

И.О.: Первое, чем, и, в общем-то, мы настраиваем на это, и стимулируем к тому, в первую очередь надо учиться. То есть, когда производственный процесс, не всегда получаются какие-то новые технологии, новые знания получить, и так далее. То есть мы проводим обучающие семинары. Во вторую очередь надо понимать новые рынки сбыта, чем же предприятие будет заниматься в следующем периоде. То есть как раз в зимний период, если говорить про растениеводческую отрасль, как раз планы, выстраивание технологий, понимание, чем будут убирать, и так далее, сеять. И приобретение техники, приобретение минеральных удобрений, или контрактация под это. Вот такой подготовительный этап. А что касается молочной отрасли, так, собственно, зима – это самый сезон.

 

Ведущий: Нет, тут все понятно. Тут, в общем, и мы, городские, тоже можем догадаться. Все. Спасибо вам большое. Иван Огородов, замминистра сельского хозяйства Пермского края. Еще раз с праздником вас профессиональным, и всех ваших коллег, когда бы вы этот праздник ни отмечали, на следующей ли неделе, или уже успели, или весь октябрь отмечаете. В общем, это, безусловно, ваше право.

 

И.О.: Спасибо. И с праздником тоже всех наших коллег.


Обсуждение
792
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.